Какое значение имеет зрение для человека?

Зрение человека

Зрение человека

Зрение в жизни человека является окном в мир. Все знают, что 90 % инфы мы приобретаем благодаря глазам, поэтому понятие 100% острота зрения является очень значимым для полноценной жизни. Орган зрения в человеческом теле не занимает много места, но является уникальным, очень интересным, сложным образованием, до сих времен не исследованным до конца.

Каково же строение нашего глаза? Не все знают, что мы видим не глазами, а головным мозгом, где синтезируется конечное изображение.

Зрительный анализатор формируется из четырех частей:

  1. Периферическая часть, включающая в себя: — непосредственно глазное яблоко; — верхние и нижние веки, глазница; — придатки глаза (слезная железа, конъюнктива); — глазодвигательный мышцы.
  2. Проводящие пути в головном мозге: зрительный нерв, перекрест, тракт.
  3. Подкорковые центры.
  4. Высшие зрительные центры в затылочных долях коры мозга.

В глазном яблоке распознают:

  • роговицу;
  • склеру;
  • радужку;
  • хрусталик;
  • ресничное тело;
  • стекловидное тело;
  • сетчатку;
  • сосудистую оболочку.

Склера – непрозрачная часть плотной фиброзной оболочки. Ее из-за цвета еще называют белковой оболочкой, хоть ничего совместного с яичными белками она не имеет.

Роговица – прозрачная, бесцветная часть фиброзной оболочки. Основное обязательство – фокусирование света, проведение его на сетчатку.

Передняя камера – зона между роговицей и радужкой, заполнена внутриглазной жидкостью.

Радужная оболочка определяющая цвет глаз, расположена за роговицей, перед хрусталиком, делит глазное яблоко на два отдела: передний и задний, дозирует количество света, которое достигает сетчатки.

Зрачок – круглое отверстие, находящееся посредине радужки, и регулирующее количество попадающего света

Хрусталик – бесцветное формирование, которое выполняет лишь одну задачу– фокусирование лучей на сетчатке (аккомодация). С годами глазной хрусталик уплотняется и зрение человека ухудшается, в связи с чем большинству необходимы очки для чтения.

Ресничное или цилиарное тело находится позади хрусталика. Внутри его вырабатывается водянистая жидкость. А еще тут имеются мышцы, благодаря которым глаз может фокусироваться на предметах на разных расстояниях.

Стекловидное тело – прозрачная гелеподобная масса объемом 4,5 мл, которая заполняет полость между хрусталиком и сетчаткой.

Сетчатая оболочка складывается из нервных клеток. Она выстилает заднюю поверхность глаза. Сетчатка под действием света создаёт импульсы, которые через зрительный нерв передаются в мозг. Поэтому мы воспринимаем мир не глазами, как многие думают, а головным мозгом.

Примерно в центре сетчатки есть маленький, но очень чувствительный участок, называемый – макула или желтое пятно. Центральная ямка или фовеа – это самый центр желтого пятна, где концентрация зрительных клеток максимальная. Макула отвечает за четкость центрального зрения. Важно знать, что основным критерием зрительной функции есть центральная острота зрения. Если лучи света фокусируются впереди или за макулой, то возникает состояние, которое называется аномалия рефракции: дальнозоркость или близорукость соответственно.

Сосудистая оболочка находится между склерой и сетчаткой. Ее сосуды питают наружный слой сетчатки.

Наружные мышцы глаза – это те 6 мускулов, которые двигают глаз в разных направлениях. Есть мышцы прямые: верхняя, нижняя, латеральная (к виску), медиальная (к носу) и косые: верхняя и нижняя.

Наука о зрении называется офтальмологией. Она изучает анатомию, физиологию глазного яблока, диагностику и профилактику глазных заболеваний. Отсюда и происходит название врача, который лечит проблемами очей — офтальмолог. А слово-синоним – окулист – сейчас используется менее часто. Есть другое направление – оптометрия. Специалисты в этой области диагностируют, лечат органы зрения человека, исправляют с помощью очков, контактных линз различные аномалии рефракции – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие… Эти учения создавались из давних времен и активно развиваются сейчас.

Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия ее нарушений

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как “существо оптическое” (С.Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой — рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.

Психическая деятельность — это деятельность по сути своей отражательная, причем в ходе антропогенеза у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильно-кинестезическая системы, лежащие в основе так называемых гностических, то есть имеющих наибольшую познавательную ценность, ощущений и восприятий. При этом следует иметь в виду, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению.

Для того чтобы понять, в какой мере страдает сфера чувственного нотаций, и, естественно, последующие уровни отражательной деятельности в результате полного или частичного нарушения функций зрительного анализатора, рассмотрим, каковы функции зрения в отражательной деятельности человека

Человеческий глаз, приспособившийся к рецепции световой энергии, обладает замечательной способностью ориентироваться в окружающем его мире, выделяя отдельные предметы и пространственные отношения между ними по их освещенности. В то же время (стр.6) зрительный анализатор обладает необыкновенно высокой чувствительностью. Зрительные рецепторы являются наиболее совершенными детекторами света. Для возникновения светового ощущения необходимо всего лишь несколько квантов, и если бы можно было создать идеальные условия для восприятия (абсолютно прозрачный воздух и др.), то человек мог бы видеть горящую свечу на расстоянии около 27000 м.

Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных широчайшего диапазона. Достаточно сказать, что количество зрительных фиксаций только за один день достигает у человека примерно 100000, хотя, конечно, далеко не все из них становятся фактами сознания и являются информационными, что объясняется избирательностью восприятия.

Немаловажным является и то обстоятельство, что Поле зрительного восприятия практически неограниченно.

И.М. Сеченов писал о том, что глаз различает восемь категорий признаков: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность, покой и движение, что позволяет зрению адекватно отражать действительные пространственные отношения.

Разумеется, зрение не является единственной структурной единицей чувственного познания, правильно отражающей окружающий мир, однако, писал С.Л. Рубинштейн, “зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия — наиболее “опредмеченные”, объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия”. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989. С. 227.)

Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний. Это особенно характерно для цветного зрения, способствующего лучшему восприятию предметов. “Люди, — писал Гёте, — в общем, очень радуются цветам. Глаз чувствует потребность видеть цвет. Вспомним о том приятном оживлении, которое мы испытываем, когда в пасмурный день лучи солнца упадут на часть видимого (стр.7) пейзажа и цвета освещенных предметов делаются дня нас хорошо видимыми”.

Здесь же следует отменить и ту важную роль, которую зрение играет практически во всех видах деятельности. С помощью зрения человек следит за правильностью выполняемых действий. Так, например, при формировании навыка письма контроль за движениями руки нормально видящий ребенок осуществляет визуально. Слепой в этом случае следит за правильностью движений с помощью руки. Это обстоятельство существенно усложняет и затрудняет выработку навыка письма.

Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой наиболее серьезные и зачастую ничем не возместимые потери в области чувственного отражения. Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь отмечалось многими психологами. С.Л. Рубинштейн писал, но этому поводу следующее: “Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучания так, как если бы он их непосредственно принял; никакой психологический трактат не заменит самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил”. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989. С. 5.)

Невозможность или существенные ограничения получения зрительных стимулов влечет за собой отклонения в психическом развитии, которые, в современной психологической литературе обозначаются как депривационное поражение. “Психическая депривация является психическим состоянием, возникшем в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени”. (Лангмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984, С.19) Авторы приведенного определения указывают, что такими потребностями являются перцептивная потребность, то есть потребность в определенном количестве и качестве внешних раздражителей (стимулов), потребность в социальных связях с родителями, сверстниками и т.д., обеспечивающих интеграцию личности, и, наконец, потребности в наличии (стр.8) условий для учения и последующей самореализации, овладении определенными общественными ролями.

Исходя из сказанного, следует считать, что нарушения зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную. При этом следует также иметь в виду, что при врожденной или рано приобретенной слепоте дети оказываются лишенными не только зрительных стимулов — у них резко сокращается стимуляция других модальностей в связи с недостаточным развитием сохранных анализаторов, ограниченной мобильностью, бедностью социальных связей и отношений. Все это влечет за собой заметные и весьма разнообразные сдвиги в повелении, соматическом состоянии, достаточно часто при слепоте и слабовидении наблюдаются нервно-психические нарушения.

Патология зрительного восприятия (снижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушения цвета и цветоразличения) отрицательно влияет на психическое развитие слепых и слабовидящих.

Количественные изменения наблюдаются главным образом в сфере чувственного познания: у слепых и слабовидящих значительно сокращаются или полностью выпадают зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, которые ограничивают возможности формирования образов воображения.

Что касается качественных особенностей психики лиц с дефектами зрения, то они проявляются, хотя и в различной степени, почти во всех областях психической деятельности: изменяется система взаимодействия анализаторов, возникают определенные специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, нарушается соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности, наблюдаются отдельные изменения в эмоционально-волевой сфере и некоторых свойствах личности, специфический характер приобретает ориентировочная деятельность и т.д. Все эти особенности будут подробно рассмотрены в последующих главах.

Полное или частичное нарушение функций зрения отражается и на физическом развитии, что обусловлено сложностью пространственной ориентации и вызванным этим ограничением слепых в свободе передвижения. Малоподвижный образ жизни в свою очередь вызывает мышечную вялость, деформацию скелет, гипофункции внутренних органов и т.д. (стр.9)

В целом у слепых и слабовидящих (при спонтанном, не корригируемом развитии) наблюдается соматическая ослабленность (функциональная недостаточность сердечно-сосудистой системы, соматовегетативные отклонения), нарушается осанка и походка, наблюдаются изменения в моторчике — появляются навязчивые движения (например, давление на глазные яблоки покачивания головой, чудовищем). Широко распространена гипокинезия, то есть снижение двигательной активности. Часто отмечаются нарушения нервной системы, особенно вегетативной. В ряде случаев в связи с резким сокращением сенсорной афферентации возможны психопатологические изменения личности.

Перечисленные даже в самых общих чертах изменения в психическом и физическом развитии слепых и слабовидящих с достаточной убедительностью показывают необходимость специальною изучения их психики для более полного и быстрого преодоления и профилактики последствии дефектов зрения.

Исследование глаз.

На приеме в поликлинике врач может провести диагностику глаз с помощью внешнего осмотра, специальных инструментов и функциональных методов исследований.

Внешний осмотр проходит при дневном или искусственном освещении. Производится оценка состояния век, глазницы, видимой части глазного яблока. Иногда может применяться пальпация, например, пальпаторное исследование внутриглазного давления.

Инструментальные методы исследования позволяют намного точнее выяснить что с глазами не так. Большинство из них проводятся в темной комнате. Применяются прямая и непрямая офтальмоскопия, осмотр с помощью щелевой лампы (биомикроскопия), используются гониолинза, разные приборы для измерения внутриглазного давления.

Так, благодаря биомикроскопии, можно увидеть структуры передней части глаза в очень большом увеличении, как под микроскопом. Это позволяет с точностью выявить коньюнктивиты, заболевания роговицы, помутнение хрусталика (катаракта).

Офтальмоскопия помогает получить картину заднего отдела глаза. Ее проводят с помощью обратной или прямой офтальмоскопии. Зеркальный офтальмоскоп служит для применения первого, древнего способа. Здесь доктор получает перевернутое изображение, увеличенное в 4 – 6 раз. Лучше применять современный электрический ручной прямой офтальмоскоп. Полученное изображение глаза при использовании этого прибора, увеличенное в 14 – 18 раз, прямое и соответствует действительности. При обследовании оценивают состояние диска зрительного нерва, макулу, сосуды сетчатки, периферические участки сетчатки.

Периодически измерять внутриглазное давление после 40-ка лет обязан каждый человек для своевременного выявления глаукомы, которая на начальных этапах протекает незаметно и безболезненно. Для этого используют тонометр Маклакова, тонометрию за Гольдманом и недавний метод бесконтактной пневмотонометрии. При первых двух вариантах нужно капать анестетик, обследуемый ложится на кушетку. При пневмотонометрии глазное давление измеряется безболезненно, при помощи струи воздуха, направленного на роговицу.

Функциональные методы исследуют светочувствительность глаз, центральное и периферическое зрение, цветовое восприятие, бинокулярное зрение.

Чтобы проверить зрение используют всем известную таблицу Головина-Сивцева, где нарисованы буквы и разорванные кольца. Нормальное зрение у человека считается тогда, когда он сидит от таблицы на расстоянии 5 м, угол зрения равен 1 градусу и видны детали рисунков десятой строчки. Тогда можно утверждать о 100%-м зрении. Для точной характеристики рефракции глаза, чтобы наиболее точно выписать очки или линзы, используют рефрактометр – специальный электрический прибор для измерения силы преломляющих сред глазного яблока.

Периферическое зрение или поле зрения – это все то, что человек воспринимает вокруг себя при условии, что глаз недвижим. Наиболее распространённое и точное исследование этой функции — динамическая и статическая периметрия с помощью компьютерных программ. По результатам исследования можно выявить и подтвердить глаукому, дегенерацию сетчатки, заболевания зрительного нерва.

В 1961 году появилась флюоресцентная ангиография, позволяющая с помощью пигмента в сосудах сетчатки в малейших деталях выявить дистрофические заболевания сетчатки, диабетическую ретинопатию, сосудистые и онкологические патологии глаза.

В последнее время исследование заднего отдела глаза и лечение его сделали огроменный шаг вперед. Оптическая когерентная томография превышает за информативностью возможности других диагностических приборов. С помощью безопасного, бесконтактного метода возможно увидеть глаз в разрезе или как карту. ОКТ-сканер прежде всего применяют для мониторинга изменений макулы и зрительного нерва.

Как развить боковое зрение

Известно, что с помощью специальных упражнений возможно развить боковое зрение. Также дополнительно развивается:

  • активность мозга;
  • улучшение ориентации в пространстве;
  • способность быстро читать.

Повысить показатели периферического зрения можно, используя следующие упражнения:

  • Нужно сконцентрировать взгляд на предмете, расположенном перед собой, и вместе с этим пытаться рассмотреть предметы, находящиеся по бокам.
  • Расположить предмет на расстоянии трех метров и зафиксировать на нем взгляд. Далее нужно взять по карандашу в каждую руку и разводить их по разные стороны. Нужно все так же смотреть на предмет впереди и одновременно пытаться увидеть карандаши.
  • Нужно взять карандаши и разводить руки в стороны. Одновременно следует правую руку поднимать и следить правым глазом за ней. В это время левую руку опускаем вниз и следим левым глазом. После карандаши сводятся в центр. Далее их нужно передвигать по диагонали и возвращать назад.
  • Нужно сделать несколько листов бумаги с буквами и цифрами разных цветов и размеров. Рисунки разводятся в стороны, постоянно увеличивая угол обзора. Когда показатели увеличатся, можно использовать размеры картинок поменьше.
  • Нужно зафиксировать внимание на предмете и одновременно смотреть на вещи, расположенные по бокам. Постепенно нужно увеличивать количество объектов на периферии.

Современное лечение.

Сейчас у всех на слуху лазерная коррекция глаз. Лазером можно скорректировать плохое зрение при миопии, дальнозоркости, астигматизме, а также успешно лечить глаукому, заболевания сетчатки. Люди с проблемами зрения навсегда забывают о своем дефекте, перестают носить очки, контактные линзы.

Инновационные технологии в виде факоэмульсификации и фемтохирургии успешно и широко пользуются спросом при лечении катаракты. Человек с плохим зрением в виде тумана перед глазами начинает видеть, как в молодости.

Совсем недавно появился метод введения лекарств непосредственно вовнутрь глаза – интравитреальная терапия. С помощью инъекции в скловидное тело вводится необходимый препарат. Таким способом лечат возрастную макулярную дегенерацию, диабетический макулярный отек, воспаление внутренних оболочек глаза, внутриглазные кровоизлияния, заболевания сосудов сетчатки.

Профилактика.

Зрение современного человека сейчас подвергается такой нагрузке, как никогда. Компьютеризация приводит к миопизации человечества, то есть глаза не успевают отдохнуть, перенапрягаются от экранов разнообразных гаджетов и как результат, возникает потеря зрения, близорукость или миопия. Более того, все больше людей страдают от синдрома сухих глаз, который тоже является последствием длительного сидения за компьютером. Особенно «садится» зрение у детей, потому что глаз до 18 лет сформирован еще не в полной мере.

Для предупреждения возникновения угрожающих заболеваний должна проводиться профилактика зрения. Чтобы не шутить со зрением нужна проверка зрения в соответствующих медицинских учреждениях или, на крайний случай, квалифицированными оптометристами в оптиках. Люди нарушениями зрения должны носить соответствующую очковую коррекцию и регулярно посещать офтальмолога во избежание возникновения осложнений.

Если следовать следующим правилам, то можно снизить риск возникновений глазных заболеваний.

  1. Не читать лежа, потому что в таком положении ухудшается кровоснабжение глаз.
  2. Не читать в транспорте – хаотичные движения увеличивают нагрузку на глаза.
  3. Правильно использовать компьютер: устранить отсвечивание от монитора, верхний край его установить немного ниже уровня глаз.
  4. Делать перерывы при длительной работе, гимнастику для глаз.
  5. Использовать при необходимости слезозаменители.
  6. Правильно питаться и вести здоровый способ жизни.

Автор статьи: Татьяна Волощук

Зрение человека

Похожее

Метки:глазной хрусталик зрение в жизни человека зрение современного человека зрение у детей зрение человека люди нарушениями зрения люди с проблемами зрения наука о зрении нормальное зрение у человека орган зрения органы зрения человека плохое зрение потеря зрения проверить зрение проверка зрения профилактика зрения со зрением угол зрения человек с плохим зрением

Дальнозоркость

При дальнозоркости человек видит хорошо вдали и плохо вблизи. Это напрямую указывает на особенность интересоваться тем, что происходит вокруг, и при этом слабо фокусировать внимание на себе и своём ближнем окружении. Дальнозоркие люди не озабочены происходящим у них рядом, дома, в близком кругу, они могут знать, что будет происходить на работе через 2 года, но не помнить, в каком классе учится внук.

Как правило, дальнозорких интересуют далеко идущие планы и что-то глобальное, а вот повседневные мелочи или сегодняшнее состояние дел раздражают.

Также, дальнозоркого человека можно охарактеризовать, как упрямого, догматичного и костного (прямолинейного). Как правило, он рисует себе дальние цели и идет к ним жестко, не воспринимая сопротивления окружающих. Таких людей очень сложно сбить с пути. Они умеют продвигать свою стратегию, невзирая на претензии коллег. В этом их сила и одновременно, слабость.

Дальнозоркость

Дальнозоркость практически всегда является возрастным недугом. Но причина лежит не в старости, а в том, что с возрастом, многие люди костенеют и не хотят менять своих привычек и взглядов. Если послушать их разговоры, то будущее для них уже как-будто определено. Они ведут себя так, как будто они уже всё повидали и ничем их больше не удивишь. То, что происходит рядом и могло бы радовать, их уже не наполняет. Для них жизнь словно становится скучной, а мир и дальнее окружение становятся интереснее.

Интересно, что слово «аккомодация» означает «процесс приспособления». Следовательно, можно предположить, что возрастная дальнозоркость развивается у тех, кому трудно приспособиться к происходящему. Они желают видеть далеко, хотят получить много и сразу, но не хотят видеть малого.

Люди с дальнозоркостью излишне переживают из-за всего, что происходит вокруг и слишком привязаны к физическому измерению. Из-за этого они не видят своей значимости, приобретенной вместе с опытом за долгие годы.

По статистике у женщин дальнозоркость наступает раньше, чем у мужчин. И это понятно, женщины тяжелее принимают свои возрастные изменения. Им тяжело рассматривать себя в зеркале, видеть, как стареет любимое тело, чувствовать себя все менее привлекательными, они верят, что старение – это только ухудшение. Быть может, еще тяжелее им видеть ситуацию, которая складывается в собственной семье или на работе.

Зрение у женщин

Людям с дальнозоркостью необходимо в-первую очередь научиться радоваться мелочам и принимать себя с любовью, жить здесь и сейчас. Чтобы двигаться вперед, им сначала следует поглядеть себе под ноги и только потом устремлять свой взгляд вдаль.

Не забывайте, что ваше будущее зависит от того, как вы относитесь к своей жизни сегодня. Научитесь принимать людей и ситуации, которые появляются в вашей жизни, и это значительно улучшит ее качество, а заодно и зрение.

Кроме глобальных планов дальнего будущего, стоит включить в свое ежедневное расписание небольшие дела бытового уровня, стараясь при этом еще и получать от них удовольствие. Больше времени проводите с родными и близкими, занимайтесь совместными делами. Это ведь сближает нас и позволяет проживать столь ценные минуты жизни в самом близком кругу!

Будьте здоровы, друзья. Отличного Вам зрения и красивого, ясного взгляда!

Если статья была Вам полезна, поделитесь с друзьями:

Прочитано: 569

#Близорукость#Дальнозоркость#Зрение#Миопия#Гиперметропия

Posted By

Фёдор Симонов

Выпускник президентской программы подготовки кадров. Создал более 35 оздоровительных тренингов и курсов. Специалист цигун, эксперт по системам естественного оздоровления организма и зрения. С 2008 года проводит тренинги и семинары в России, Венгрии, Швейцарии, Испании и ряде других стран Евросоюза. Острота зрения 150%.

You might also like


212

Мастер-классы
Чёткий взгляд без очков и линз
11.04.2020


544

Коррекция зрения
Берегите зрение: почему вам стоит отучаться от очков
11.12.2019


59

Коррекция зрения Колонка офтальмолога
Контактные линзы: почему в них точно не стоит плавать
30.10.2019

More from Нарушения зрения


185

Близорукость: наследуется ли плохое зрение

Опубликовано 02.09.2019 Лила Унгвари 0
Вот и настала пора развеять очередной миф, точнее, непонимание механизма наследования близорукости. Многие думают, что предрасположенность к нарушениям зрения передаётся …


78

Как развитие технологий делает из нас очкариков и постепенно приводит к слепоте

Опубликовано 02.09.2019 Фёдор Симонов 0
Технологический прогресс помогает нам жить. Но одновременно вырос уровень стресса и появилось много устройств, нагружающих зрение работой, которую мы не …


455

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: