Какое зрение должно быть у детей и подростков?


Норма зрения с рождения до 1 года

Период от появления на свет и до одного года является важнейшим для развития ребенка и его органа зрения. Уже в родильном доме детский врач может проверить наличие у малыша зрения, установив особенности реакции зрачка на свет. Проблемы со зрением возникают, если во время беременности произошли сбои.

Младенец не различает формы предметов. Он видит только пятна разной степени яркости. В 1 месяц взгляд младенца фокусируется на одном каком-либо предмете. До 3 месяцев он уже может следить за движениями.

Уже в этом возрасте у младенца есть зрительная память. И с каждым последующим днем она постоянно пополняется. Он способен видеть артикуляцию человека, что помогает ему четче воспринимать звуки и речь. За счет того, что ребенок видит, как передвигаются взрослые, он начинает подражать им, ползать, ходить.

Заметно, что глазное яблоко ребенка до одного года несколько короче. Поэтому лучи фокусируются не на сетчатой оболочке, а позади нее. Это означает, что дети до одного года дальнозорки, и эта дальнозоркость у них развивается по физиологическим причинам. До 1 года гиперметропия постепенно ослабевает. К этому же возрасту малыш уже может различать цвета, отличать близких людей от чужих.

Особенно тщательно проверяется острота зрения у новорожденных детей. У них еще не сформирована полностью зрительная система, поэтому они могут только отличать свет от тени. Они также не могут концентрировать свой взгляд на одной точке. При включении света нормой является сужение зрачка и смыкание век.

Дополнительно для исключения развития катаракты проводится офтальмологический осмотр глазного дна. Следующее обязательное обследование органа зрения проводится через месяц. В 3 месяца глаза надо проверять на предмет наличия врожденного косоглазия.

Когда нужно обследоваться у детского офтальмолога

Первый раз малыша нужно показать глазному врачу до 3 месяцев. Такой ранний визит необходим для того, чтобы обнаружить различные врожденные нарушения зрения. Если доктор нашел у ребенка косоглазие, тревожиться не стоит. Оно нередко встречается у новорожденных и легко лечится. В этом случае в качестве профилактики рекомендовано дополнительно посетить невролога.

У маленьких детей довольно часто наблюдается и небольшая дальнозоркость, которая постепенно проходит без лечения. Такое состояние считается физиологической нормой.

Если серьезных проблем у новорожденного не выявлено, посещать офтальмолога нужно в плановом порядке: в возрасте 6-8 месяцев, 3, 5, 7-ми лет. Зрение школьников глазной врач должен проверять ежегодно. Профилактика и регулярные осмотры необходимы, чтобы вовремя диагностировать такие глазные болезни, как астигматизм, «ленивый глаз» (амблиопия), близорукость и косоглазие.

Норма зрения от 1 года до 2 лет

Острота зрения у ребенка, от 1 года возрастает. Она определяется примерно как 0,3 – 0,5. В этом возрасте начинается активное познание окружающего мира. Усовершенствуется координация движений.

Ребенок еще не может адекватно воспринимать картинки, особенно на мониторе телевизора. Родители делают огромную ошибку, усаживая ребенка перед монитором компьютера или экраном телевизора и включая ему мультфильмы. Чтобы разглядеть движущуюся картинку, детские глазные мышцы очень сильно напрягаются. Из-за этого орган зрения перенапрягается.

Лучшее развитие для малыша в этом возрасте – общение с ним. Оно помогает развить человеческую речь, усовершенствовать навыки познания мира.

Причины глазных болезней детей

Организм человека постоянно подвергается внешним воздействиям. Это в свою очередь негативно отражается на здоровье. В этом плане /gde-pomogut/ особенно уязвимы, так как еще не до конца сформированы и находятся в неокрепшем состоянии. А развитие науки и техники ежегодно повышает нагрузку на все органы и системы органов человека.

Негативные факторы:

Отрицательное влияние на глаза ребенка в учебных заведениях вследствие постоянного повышения нагрузки и усложнения заданий школьной программы

Длительное воздействие излучения современных компьютерных устройств и сотовых телефонов, что усугубляется зависимостью ребенка от социальных сетей

Все о детском зрении и о сохранении зрения у детей

Ухудшение экологии, недостаток витаминов, снижение качества пищи

Эти и другие факторы негативно влияют на детское здоровье в любом возрасте. Поэтому владение информацией помогает в предупреждении и профилактике болезней. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы быть здоровым! Эти сведения нужны и врачам, и родителям, и их детям!

Норма зрения от 2 до 3 лет

Начиная с двухлетнего возраста у ребенка начинает активно развиваться сенсорная система. Острота зрения еще больше повышается, благодаря чему малыш хорошо видит окружающие предметы и может их описать. В этом возрасте очень важно хорошее зрение: оно положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие. Ведь если малыш ничего не видит, то он ничего не может описывать, и говорить он начинает гораздо позже.

В трехлетнем возрасте уже можно пользоваться таблицей Орловой для определения остроты зрения. При проверке малыш не должен прищуриваться (если он делает это, то его нужно дополнительно обследовать на наличие офтальмологических патологий).

Норма зрения от 3 лет и старше

Начиная с трехлетнего возраста, нагрузка на зрительную систему значительно повышается. Малыш уже начинает рассматривать книги, начинает учиться писать. Увеличивается и время, проведенное за монитором компьютера или экраном телевизора.

К семилетнему возрасту острота зрения должна быть такой, как у взрослого человека. Малыш при этом хорошо различает предметы, называет их, описывает. Он легко может концентрировать взгляд на одном предмете. К 7-летнему возрасту окончательно формируется аккомодация, то есть способность глаза приспосабливаться к видению близко или далеко расположенных предметов.

В возрасте 7 – 10 лет начинает формироваться близорукость. Это случается из-за возрастания нагрузки в школе. Вероятность развития миопии повышается при неблагоприятной наследственности. Если в этом возрасте родители следят за развитием ребенка, не допускают, чтобы он переутомлял свой орган зрения, то способность четко видеть сохраняется.

Питание ребенка тоже имеет значение для полноценного развития зрения. Рацион составляется так, чтобы он содержал оптимальное количество белков, жиров и углеводов, а также витаминов. Не менее важно наличие в ежедневных продуктах оптимального количества микроэлементов.

В случае снижения остроты зрения возможно употребление биологически активных добавок. Профилактические занятия спортом помогают сохранить зрение и не допускают развитие осложнений.

Таблица нормы зрения у детей по возрастам

Нормальной является такая острота зрения:

ВозрастОстрота зрения
1 неделяОт 0,002 до 0,02
1 месяц0,02 – 0,03
3 месяца0,05 – 0,1
6 месяцев0,1 – 0,3
1 годОт 0,3 до 0,6
2 годаОт 0,4 до 0,7
3 года0,6 – 0,9
4 года0,7 – 1
5 лет0,8 – 1
6 лет и более0,9 — 1

Диагностика зрения у детей

  • Осмотр офтальмолога в роддоме
  • Обследование новорождённых и детей раннего периода детства
  • Обследование детей дошкольного и школьного периодов

Профилактический осмотр офтальмолога необходимо проводить в возрасте 1, 3 и 6 месяцев, 1 года, 3, 5 и 7 лет. Это поможет предупредить близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие заболевания глаз.

Существует четкая закономерность постепенного совершенствования форменного зрения на основе жизненного опыта по мере роста и развития детского организма.

В связи с этим о возрастных нормах остроты зрения у детей дошкольного возраста можно судить лишь с большой долей условности. Следует иметь в виду, что у детей острота зрения ниже 1,0 может отмечаться и при отсутствии каких-либо изменений со стороны органа зрения.

Средняя острота зрения у детей

  • 1 неделя — 0,002-0,02 (до 2 %)
  • 1 месяц — 0,008-0,03 (до 3 %)
  • 3 месяца — 0,05-0,1 (5-10 %)
  • 6 месяцев — 0,1-0,3 (10-30 %)
  • 1 год — 0,3-0,6 (30-60 %)
  • 2 года — 0,4-0,7 (40-70 %)
  • 3 года — 0,4-0,7 (40-70 %)
  • 4 года — 0,6-0,9 (60-90 %)
  • 5 лет — 0,8-1,0 (80-100 %)
  • 7 лет — 0,9-1,2 (90-120 %)
  • 8-15 лет — 0,9-1,5 (90-150 %)

С самого маленького возраста регулярные визиты к офтальмологу не менее важны, чем регулярные прививки и посещение педиатра.

Первый осмотр зрения ребенка проводится еще в роддоме, его цель — выявление врожденных заболеваний (катаракта, опухоль сетчатки (ретинобластома), глаукома, воспалительные заболевания). Обязателен осмотр детей родившихся раньше срока, с целью исключения ретинопатии недоношенных и атрофии зрительного нерва.

Первый год жизни ребенка — пора интенсивного развития зрения, поэтому офтальмолога следует посетить как минимум 3 раза — в 1 месяц, полгода и год.

Особенно это касается малышей, относящихся к группе риска:

  • у которых один или оба родителя имеют какие-либо отклонения зрения;
  • которые родились недоношенными;
  • у которых есть родственники, больные глаукомой.

Для диагностики зрения у детей офтальмологи-педиатры используют такие приборы как педиатрический авторефрактометр PlusOptix A09. Этот портативный прибор позволяет в реальном времени быстро и бесконтактно определять:

  • рефракцию (сфера, цилиндр и оси);
  • диаметр зрачков;
  • межзрачковое расстояние;
  • симметрию роговичного рефлекса;
  • а также строить карту фиксации взгляда.

Особенность данного авторефрактометра в возможности получать точные бинокулярные рефракционные измерения с расстояния 1 метра, без расширения зрачка. Прибор измеряет одновременно сразу оба глаза ребенка.

При осмотре врач должен обратить внимание на:

  1. Состояние век: их подвижность, правильность положения, цвет кожи, ширину и форму глазной щели, состояние конъюнктивы, слизистой оболочки, соединяющей веки с глазом. Патологией является также опущение верхнего века, заворот и выворот век, воспаления, сосудистые разрастания, покраснение и утолщение краев век, зуд, образование чешуек, плотно прилегающих к коже;
  2. Состояние слезовыводящих путей: у здоровых детей слезотечение отсутствует;
  3. Положение и подвижность глазных яблок: к патологии относят косоглазие, ограниченную подвижность, нистагм;
  4. Состояние зрачка: он должен быть круглым, черным, в зависимости от освещения диаметр его колеблется от 1,5 до 2,5 мм. В течение первых 4~6 недель жизни новорожденного диагностическим признаком нормального зрения считается сужение зрачков при неожиданном появлении источника света;
  5. Цветовое зрение. Ребенок довольно рано способен различать цвет. В то же время, до 3х лет допустимы ошибки в определении основных цветов (красный, зеленый, синий).

В зависимости от остроты зрения дети могут учиться в различных школах:

  • общеобразовательных — зрение 0,3 и больше;
  • для слабовидящих — зрение более 0,05;
  • для слепых — зрение менее 0,05.

Осмотр офтальмолога в роддоме

Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз.

Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок — не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции ребенку необходимо носить специальные очки или контактные линзы, заменяющие хрусталик.

Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и «оттягивать» хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика.

Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании — ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). На ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы — пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом — по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка.

Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные поражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение, ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит , дакриоцистит , увеит и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы предотвратить эту группу заболеваний достаточно обычных гигиенических процедур.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся:

  1. Нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете, и поэтому видит его детали «размытыми». Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т.д.), так и поражение головного мозга;
  2. Птоз (опущение) верхнего века — недостаточное поднятие верхнего века, вследствие чего один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т.д.).
    Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.

Обследование новорождённых и детей раннего периода детства

Исследование центрального зрения осуществлялось с помощью анализа прямой и содружественной реакции зрачков на свет, общей двигательной реакции (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза, пробы на слежение за медленно двигающимся предметом.

Рефракция изучается методом скиаскопии с выключением акта аккомодации, т. е. определяется статическая клиническая рефракция, которая оценивалась после трехкратной циклоплегии с расчетом среднеарифметического показателя.

  • Гармоничное развитие — Гиперметропия сферическая (либо с физиологическим астигматическим компонентом до1,0 Дптр), в пределах1,5-6,5 Дптр, при равенстве ее между правым и левым глазом. Календарный срок беременности соответствует гестационному возрасту ребенка. Масса тела соответствует длине тела(±σ). Окружность головы меньше окружности грудной клетки
  • Дисгармония І типа — Гиперметропия менее1,5 Дптр или более 6,5 Дптр. Анизометропия на фоне гиперметропии обоих глаз. Астигматизм гиперметропический от 1,0 до 3,0 Дптр (простой и сложный). Календарный срок беременности соответствует гестацидному возрасту ребенка. Масса тела более или менее условных границ.
  • Дисгармония ІІ типа Гиперметропический астигматизм от 3,0 Дптр и выше. Миопия и миопический астигматизм. Календарный срок беременности соответствует гистацидному возрасту ребенка. Масса тела больше или меньше условных границ (>,<�σ). Окружность го-ловы меньше окружности грудной клетки.
  • Дисгармония ІІІ типа — Смешанный астигматизм Гистационный возраст ребенка не соответствует календарному сроку беременности. Масса тела больше или меньше условных границ (>,<�σ). Окружность головы больше окружности грудной клетки.

Обследование детей дошкольного и школьного периодов

  • Острота зрения
  • Глубинное зрение. Исследование глубинного зрения основывается на определении минимальной (пороговой) величины бинокулярного параллакса, при котором у испытуемого появляется и исчезает бинокулярное восприятие. Исследуемый располагается на расстоянии 5 м от устройства. Голова его фиксируется на подбороднике. Задачей исследования является установление подвижного кольца в одну субъективно ощущаемую плоскость с неподвижным. Минимальное расстояние между кольцами в момент исчезновения и появления глубинного восприятия (отсчет ведется по миллиметрам) принимается за пороговую величину бинокулярного параллакса.
  • Время аккомодации вдаль (ВАВ) определяется на основе оценки зрительно-моторной реакции. Это связано с тем, что известный способ определения времени аккомодации вдаль базируется на речедвигательной реакции, в то время как не все дети в возрасте 5-7 лет могут бегло читать вслух. Голову исследуемого фиксируют на специальной подставке. На расстоянии 33 см от глаз помещают тест-объект, на котором испытуемый удерживал взгляд до подачи сигнала на установку, расположенную в 5 м по той же зрительной оси. В условиях стандартной освещенности одновременно с включением электронного секундомера на табло высвечиваются кольца Ландольта, соответствующие остроте зрения вдаль испытуемого. Если обследуемый видит кольцо с заданным направлением разрыва, то он быстро нажимает на кнопку, останавливающую электронный секундомер.
  • Глазная эргометрия. Принцип метода основан на предъявлении к испытуемому интенсивной зрительной нагрузки по различению приближаемых к глазам тест-объектов.
  • Показатель устойчивости аккомодации (ПУА) определяется следующим образом. На указанном выше эргометре измеряют ближайшую точку аккомодации правого глаза. Затем проводится эргография, заключающаяся в исследовании динамики ближайшей точки ясного видения в условиях 3-минутного максимального напряжения аккомодации (различение приближаемых к глазу тест-объектов).
  • Состояние физиологического «покоя»» аккомодации изучают следующим образом. К глазу испытуемого приставляют линзу +3,0 Дптр, что вызывает расслабление аккомодации. При этом обследуемый называет указываемые ему с расстояния 33,3 см буквы (шрифт №1 таблицы Головина-Сивцева для ближнего зрения). Если же полного расслабления аккомодации («покоя») не происходит, испытуемый называет буквы только после определенного приближения их к глазу. В этом случае констатируют явление остаточного напряжения аккомодации, возникающее из-за нарушения динамического равновесия мышц антагонистов.
  • Световая чувствительность. Состояние световой чувствительности определяется на адаптометре АДМ во время часовой теновой адаптации по унифицированной методике.
  • Скорость и объем переработки зрительной информации (СПЗИ). Исследование СПЗИ проводится по тестам Уэстона. Элементами теста являляются кольца Ландольта, объединенные в 16 групп по16 колец в каждой (всего в таблице 256 колец). Разрывы колец направлены по одному из четырех случайных направлений: вверх, вниз, вправо, влево. Перед испытуемым ставится задача как можно скорее обнаружить и вычеркнуть все кольца с заданным направлением разрыва.

Полезное видео

Больше полезной информации об остроте зрения у ребенка можно узнать из видеороликов:

Регулярное посещение глазного врача, проверка остроты зрения – залог здоровья глаз и нормального интеллектуального развития ребенка. Только специалист может вовремя распознать развитие опасных заболеваний, приводящих к утрате зрения. Ведь способность четко видеть – это главнейшее условие полноценного развития человека.

Рейтинг автора

Автор статьи

Александрова О.М.

Написано статей

2031

Об авторе

Была ли статья полезной?

Оцените материал по пятибалльной шкале! (
6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим мнением, опытом — напишите комментарий ниже.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: