Физкультминутки на уроке математики материал по математике

Гимнастика для глаз школьника в настоящее время очень важна. Современные дети много времени проводят за телевизором, компьютером и гаджетами. А это очень сильно влияет на зрение. Глаза устают, начинают слезиться и болеть, появляются головные боли и головокружения, а самое главное – падает зрение. Большей частью такие неприятности бывают со школьниками младших классов: в этом возрасте зрительные функции еще до конца не сформировались, а потому риск испортить зрение особенно велик. Поэтому-то первоклашкам и нужна гимнастика для глаз. Она помогает тренировать глаза и не допустить нарушения зрения.

Как правильно делать детскую гимнастику для глаз

Чтобы такие упражнения принесли пользу первоклашкам и второклашкам, их необходимо делать по правилам:

  • выполняем упражнения 3-4 раза в течение дня;
  • оптимальное время выполнения упражнений – 5-6 минут;
  • 4-5 разновидностей упражнений за один раз – этого будет вполне достаточно. Иначе ребенок устанет и потеряет к гимнастике интерес;

упражнения, при выполнении которых следует держать глаза открытыми, необходимо чередовать с упражнениями, где глаза должны быть закрытыми.

Так от упражнений будет больше пользы, да и самому ребенку они будут интереснее:

  • после глазной гимнастики ребенок обязательно должен отдохнуть 10-15 минут, полежав или посидев с закрытыми глазами;
  • эффективной такая гимнастика будет, если ее делать регулярно.

Дети не хотят выполнять упражнения и капризничают? Есть немало способов, чтобы сделать это занятие интересным и увлекательным для малышей. Например:

  • можно выполнять упражнения, включив любимую музыку малыша;
  • другой вариант – добавить в упражнения сказочный колорит. Например, пускай ребенок придумает для каждого упражнения сказочное или фантастическое название;
  • полезно также время от времени менять упражнения, чтобы они ребенку не наскучили;
  • кроме того, необходимо изредка менять и место: переходить из комнаты в комнату, делать упражнения во время совместной прогулки и т. д.

Гимнастика для глаз школьника

В наше время зрение детей оказалось в опасности из-за повышенных зрительных нагрузок. Школьные занятия и развивающие игры, которые требуют напряжённого зрительного внимания; время, проводимое у телевизора и электронных устройств, способствуют формированию постоянного зрительного напряжения. Глаза быстро устают, появляется сухость, жжение, слезоточивость, эффект размытости предметов, возникают головокружения, начинаются головные боли. К неблагоприятным факторам, способствующим усталости глазных мышц, добавляются недостаток дневного света, ограниченная подвижность, неправильная осанка, наследственность. О том, как предотвратить проблемы со зрением у учащихся младших классов, рассказывает наш консультант – детский офтальмолог кандидат медицинских наук Татьяна Владимировна ВЕЛИЧКО.

Чем раньше, тем лучше

Зрение активно развивается от момента рождения до 6 лет. На 90% формирование зрительных функций к моменту поступления в первый класс заканчивается. Но и глазные заболевания развиваются тоже рано – если раньше преобладала школьная близорукость, которая развивалась и прогрессировала в возрасте 9–12 лет, то в последние 10 лет всё чаще регистрируется ранняя миопия – в 5 лет и раньше. Поэтому офтальмологи рекомендуют подумать о профилактике заболеваний глаз в самом раннем возрасте.

Один из методов профилактики – зрительная гимнастика. Это упражнения, направленные на улучшение кровообращения, тренировку и укрепление глазных мышц и век, на снятие усталости. Регулярные упражнения со временем превратятся в полезную привычку, за которую дети, когда вырастут, будут родителям благодарны. А так как родители постоянно будут делать упражнения вместе с ребёнком, то и их собственное зрение тоже начнёт улучшаться.

Поскольку именно школьные нагрузки, как правило, провоцируют ухудшение зрения первоклассника, родителям будущих школьников очень важно выбрать комфортную для ребёнка в целом и для его глаз в частности программу обучения в начальной школе. Важно, чтобы в учебниках для первого класса был крупный шрифт, не утомляющий глаза, и яркие контрастные иллюстрации. В системе учебников «Начальная школа XXI века» после заданий, требующих от ребёнка напряжения, обязательно предусмотрена программой минутка игры, пауза, во время которой можно переключить внимание со зрительной деятельности на подвижную и активную.

Что, где, когда

Зрительную гимнастику делают 3–4 раза в день, уделяя ей 2–3 минуты в дошкольном возрасте и 4–5 минут для школьников младших классов. В младшем возрасте проводят гимнастику очень простую: каждое упражнение делают сначала 2–3 раза, а когда малыш запомнил движения, увеличивают число повторов до 5–7 раз. Эффект достигается только при регулярном выполнении.

Упражнения – это обязательная вещь, а дети не всегда охотно делают то, о чём их просят. Как облегчить этот процесс? Можно включить музыку – обычно специалисты рекомендуют классическую, но это могут быть и любимые мелодии ребёнка. Попробуйте привнести в гимнастику игровой, сказочный момент. Например, можно дать упражнениям необычные названия, и будет полезно, если это сделают именно дети, основываясь на своём собственном ассоциативном ряде. Тем самым они выступят соавторами гимнастики, что будет побуждать их интерес к занятиям.

Одни и те же упражнения каждый день надоедают, поэтому время от времени их надо менять. Чтобы избежать скуки, рекомендуется менять и место проведения занятий – делать упражнения всё время в разных комнатах, не только в стенах дома или детского сада, но и на улице, во время прогулки. Например, в парке предложите ребёнку посчитать глазами птиц, прохожих, листья на ветке – это короткое упражнение, которое достаточно выполнять три минуты.

Некоторые упражнения можно делать, не выходя из дома, или в очереди к врачу, или в дороге. Предложите ребёнку найти на стене или на потолке сложный узор и, не двигая головой, только глазами «пройти» по линиям этого узора. После этого упражнения надо отдохнуть минимум 10 минут. Ещё варианты: дать задание малышу найти глазами какую-то небольшую вещь (например, любимую книгу на книжных полках), попросить посчитать предметы красного цвета или квадратной формы.

Набор упражнений для зрительной гимнастики

1. «Моргай!» Ребёнок энергично моргает на счёт «1–2–3–4–5». Делает перерыв той же продолжительности. 4–5 повторов.

2. «Вверх-вниз». Задача малыша – посмотреть вверх, затем вниз, голова остаётся неподвижной. Повторяем 4 раза, затем пауза на 10 секунд. Ещё 1 повтор.

3. «Вправо-влево». Ребёнок медленно переводит глаза вправо-влево. Затем глаза следует закрыть на несколько секунд. 4 повтора.

4. «Зажмурься». Попросите ребёнка крепко зажмурить глаза, на счёт 5 открыть глаза широко-широко. Затем расслабиться и посмотреть вдаль. 4–5 повторов.

5. «Геометрия». Нужно обвести глазами предложенную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник), фиксируя взгляд на её углах. Можно попросить обвести фигуру пальчиком, чтобы убедиться, что дети смотрят по периметру. 4 повтора.

6. «Часики». Попросите ребёнка сделать глазами круговое движение сначала по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо, вниз. Повторить то же движение, но против часовой стрелки. 3 повтора в каждую сторону.

7. «Спрячься!» Закрыть глаза ладонями, досчитать до 15, открыть глаза. Повторить 5 раз.

8. «Глаза велики». Попросите ребёнка широко открыть глаза, затем поморгать в течение 15 секунд. Повторить 3 раза с отдыхом в 10 секунд.

9. «Диагональ». Ребёнок смотрит сначала вправо вверх, потом влево вниз, потом влево вверх и вправо вниз. Голова при этом остаётся неподвижной. Для удобства смотрят крест-накрест на углы комнаты. 5 повторов.

10. «Восьмёрки». Предложите малышу взглядом нарисовать восьмёрку – сначала вертикальную, а затем горизонтальную. 5 повторов.

11. «Фокус-покус». Предложите ребёнку сфокусировать взгляд на предмете вдали на 10–15 секунд. Потом медленно перевести взгляд на предмет, который расположен близко, – на 10–15 секунд. Можно наклеить на оконное стекло небольшой стикер или наклейку и переводить взгляд с этой точки на стекле на деревья за окном. 5 повторов.

12. «В движении». Важно фокусировать взгляд на движущемся предмете, например на кончике указательного пальца, и видеть только его, потом сфокусироваться на объекте вдалеке.

Как правильно выполнять гимнастику

Важно учитывать, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому будет правильным, если впервые упражнения и порядок их выполнения покажет офтальмолог на профилактическом приёме или специалист дошкольного учреждения.

Не рекомендуется делать больше пяти видов упражнений за один раз, чтобы ребёнок не уставал и качественно выполнял все задания. Упражнения с открытыми глазами чередуют с теми, при которых глаза закрывают. Занятия зрительной гимнастикой проводятся в спокойной обстановке. После выполнения всех упражнений рекомендуется максимально расслабиться – потянуться, позевать, поморгать.

Упражнения на расслабление

«Медвежонок» – покачивание с закрытыми глазами с одной ноги на другую, справа налево.

«Задуваем свечку» – длинный-длинный выдох через сжатые трубочкой губы после короткого вдоха носом.

Детям иногда трудно выполнять круговые движения глазами или смотреть вправо-влево – им нужна зрительная опора: то, на чём можно сфокусировать взгляд. Такой опорой становится указка с маленькой игрушкой на конце или пальчиковые куклы на руке взрослого. Важно, чтобы во время упражнений дети не двигали головой – только глазами.

Кому какую гимнастику делать?

Зрительную гимнастику рекомендуется делать не только профилактически, но и при уже появившихся отклонениях зрения. При миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизме, косоглазии рекомендуются отдельные комплексы упражнений, к которым приступают только после консультации офтальмолога. Ребёнка старше 3 лет приводят на осмотр к офтальмологу не реже раза в год.

Офтальмологи подчёркивают, что зрительные гимнастики не только укрепляют зрение и обеспечивают полноценный отдых для глаз. Они укрепляют нервную систему и полезны для работы мозга в целом, поскольку увеличивают скорость и качество переработки зрительной информации, тем самым улучшая умственные способности и развивая творческий потенциал и саму личность ребёнка.

Что поможет сохранить зрение ребёнка

Для достижения должного эффекта гимнастика для глаз должна дополняться правильным режимом дня, щадящим режимом зрительных нагрузок и чередованием их с двигательными нагрузками, сбалансированным рационом питания (включающим в себя бобовые, фрукты, ягоды, продукты, которые содержат витамины А, С, Е, В1, В2, В6, В12). И главное – не забывать, что для глаз более полезно читать и играть на свежем воздухе, нежели смотреть телевизор.

Татьяна Довгилевич

Подробнее об упражнениях

Расскажем более подробно об упражнениях, помогающим младшим школьникам сохранить зрение. Здесь, кстати, необходимо учесть важное условие. Такие упражнения выполнятся ребенком не самостоятельно, а в присутствии и при участии кого-то взрослого, ну или хотя бы старшего по возрасту.

  1. «Моргаем!». Взрослый считает до пяти, а ребенок на каждый счет как можно энергичнее моргает. Упражнение повторяется пять раз с небольшим перерывом после каждого выполнения.
  2. «Смотрим вверх и вниз». Даем команду малышу посмотреть вверх, затем – посмотреть вниз. Голова при этом должна оставаться неподвижной, «работают» лишь глаза. Взглядов «вверх-вниз» должно быть не меньше четырех, затем – небольшой отдых, после чего упражнение повторяется.
  3. «Смотрим влево-вправо». Ребенок должен медленно переводить глаза влево, а затем вправо. После этого малыш отдыхает с закрытыми глазами несколько секунд. Затем упражнение повторяется. Всего нужно сделать 4 повтора.
  4. «Закрываем и открываем глаза». Ребенок крепко зажмуривает глаза, а на счет 5 их как можно шире открывает. Затем широко открытыми глазами малышу нужно посмотреть вдаль. После небольшого отдыха упражнение повторяется 4 раза.
  5. «Делаем геометрию». Малыш обводит глазами какую-нибудь названную взрослым геометрическую фигуру: круг, квадрат и т. д. Необходимо «нарисовать глазами» четыре такие фигуры.
  6. «Делаем часики». Просим ребенка повращать глазами по ходу часовой стрелки (голова при этом должна быть неподвижной). Далее вращаем глазами в обратном направлении. Повторяем каждое вращение по три раза.
  7. «Прячемся!». Ребенок закрывает глаза ладошками, взрослый ведет счет до 15, после чего ребенок убирает ладони и открывает глаза. Упражнение повторяется 4-5 раз.

  1. «Делаем большие глаза». Ребенок широко открывает глаза, затем моргает до счета 15. После 10-секундного отдыха упражнение повторяется еще два раза.
  2. «Рисуем восьмерки». Объясняем малышу, как можно взглядом нарисовать восьмерку – горизонтальную, а затем вертикальную. Выполняя упражнения, ребенок должен держать голову неподвижно. Всего нужно нарисовать взглядом по пять вертикальных и горизонтальных восьмерок.
  3. «Делаем фокусы-покусы». Предлагаем ребенку внимательно всмотреться в какой-нибудь предмет, находящийся вдали. Пускай малыш на него смотрит примерно 15 секунд. После этого ребенок должен медленно сосредоточить взгляд на предмете, расположенном близко, и тоже смотреть на него такое количество времени. После каждого «блуждания взглядом» малыш должен отдыхать не меньше 10 секунд. Упражнение повторяется 5 раз.

Вот такие бесхитростные, и вместе с тем чрезвычайно полезные упражнения для глаз. Не следует, кроме того, забывать, что наряду с упражнениями ребенок полноценно питаться, гулять на свежем воздухе, меньше смотреть телевизор, а больше читать.

Упражнения для глаз для детей 5-6 лет

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее он подходит к гимнастике для глаз. Конечно, ему еще не хватает усидчивости на долгие или слишком сложные упражнения, но сконцентрироваться на несколько минут для выполнения задания он способен.

Упражнение 1. Геометрия

Это упражнение улучшает кровообращение.

Подготовьте заранее вспомогательный материал: изображение геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник – и указку или предмет, который можно вместо нее использовать.

Прикрепите заготовки на стену. Попросите ребенка следить за кончиком указки только глазами, не поворачивая головы. Поочередно покажите все углы квадрата и треугольника, обведите границу фигуры. Потом предложите ребенку побыть «учителем геометрии», а сами займите его место.

Упражнение 2. Рисование глазами

Упражнение направлено на укрепление глазных мышц.

Это задание будет полезно не только для зрения, но и для развития талантов ребенка. Оно похоже на предыдущее, но требует более творческого подхода.

Предложите малышу нарисовать домик, собаку, дерево, человечка, только вместо кисточки и красок используя взгляд. Можно подать пример, нарисовав глазами какой-нибудь несложный рисунок или букву.

Упражнение 3. Разминка

Это упражнение подходит для снятия напряжения с глаз.

Здесь мы будем использовать стишки-потешки, как и в предыдущих упражнениях.

Глазкам нужно отдохнуть. (закрываем глазки) Нужно глубоко вдохнуть. (делаем вдох) Глаза по кругу побегут. (открываем глаза, взглядом «рисуем» окружность) Много-много раз моргнут. (часто моргаем) Глазкам стало хорошо. (закрываем глаза, накрываем их ладошками) Видят мои глазки все! (открываем глаза, улыбаемся)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]