Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению материал

Особенность амблиопии

Амблиопия по МКБ 10 имеет код Н53.0. Это одна из основных причин одностороннего ухудшения зрения. Основным признаком считается нечеткое изображение, помутнение в глазах, ухудшение зрения. Доктора выделяют первичную и вторичную амблиопию. Первая формируется еще во время вынашивания ребенка и происходит это в результате нарушения роста глазного яблока. Вторичная возникает при протекании различных патологий глаз. Причины во многом зависят от того заболевания, которое спровоцировало нарушение зрения.

Особенность амбилопии

У детей амблиопия развивается по причине косоглазия, так как в результате этого поступает неправильная информация в мозг. Кроме того, к провоцирующим факторам нужно отнести:

  • недоношенность;
  • слишком маленький вес малыша;
  • ретинопатия;
  • церебральный паралич;
  • задержка умственного развития;
  • наследственность.

Повышает риск возникновения амблиопии табакокурение при беременности, применение медикаментозных препаратов и потребление спиртных напитков.

В основном болезнь развивается в детском возрасте, именно поэтому очень важно своевременно распознать ее протекание и провести комплексное лечение.

Полезное видео

Независимо от типа плеоптического лечения необходимо соблюдать прописанный офтальмологом курс. Несвоевременная терапия амблиопии приведет к снижению остроты зрения. Устранить заболевание гораздо легче в детском возрасте, чем во взрослом. Стоит отметить, что у пациентов наблюдаются случаи рецидива заболевания. В среднем необходимо прохождение около 4 курсов плеоптики в год для закрепления результата терапии.

Рейтинг автора

Автор статьи

Александрова О.М.

Написано статей

2031

Об авторе

Была ли статья полезной?

Оцените материал по пятибалльной шкале! (
1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Если у вас остались вопросы или вы хотите поделиться своим мнением, опытом — напишите комментарий ниже.

История плеоптики

Плеоптическое лечение органов зрения начали применять довольно давно. Еще в середине прошлого века офтальмологов заинтересовала проблема косоглазия. В течение длительного времени в качестве терапии применяли окклюзию только лишь одного глаза. Это дает возможность полноценно восстановить зрение у детей 5-6 лет.

Существует множество методов плеоптического лечения при помощи различного рода раздражителей, стимулирующих основные центры плохо видящего глаза. Для терапии и применяют различные аппараты. Подобные методики имеют множество преимуществ их можно применять для лечения детей самого младшего возраста.

Показания и противопоказания

Плеоптическое и ортоптическое лечение имеет определенные показания и противопоказания, которые обязательно нужно учитывать. В детском возрасте большинство проблем со зрением связаны с нарушением работы мышц. Наиболее результативным считается лечение глаз с применением аппаратов, так как они тренируют глазные мышцы. Кроме того, проблемы со зрением могут встречаться и во взрослом возрасте и их нужно постараться максимально быстро устранить. Среди основных показаний плеоптического лечения нужно выделить такие нарушения как:

  • косоглазие;
  • амблиопия;
  • астенопия;
  • пресбиопия;
  • нарушение аккомодации;
  • дефекты сетчатки глаза;
  • атрофия зрительного нерва.

Подобная методика способствует повышению уровня остроты зрения, стимулирует мышцы глаза. Однако стоит помнить, что подобные методики дают хороший результат только на первоначальных стадиях протекания болезни.

Показания для терапии

Плеоптическое лечение также имеет и определенные противопоказания, которые обязательно нужно учитывать. К противопоказаниям лазерной стимуляции нужно отнести такие как:

  • системные болезни крови;
  • беременность;
  • гипертония;
  • наличие опухолей;
  • острая стадия инфаркта или инсульта.

Электростимуляция также имеет ряд противопоказаний. Не рекомендуется проводить процедуру при таких состояниях как:

  • инфекции глаз;
  • эпилепсия;
  • злокачественные новообразования;
  • внутриглазные кровоизлияния.

Однако окончательное решение относительно аппаратного лечения глаз принимает врач после проведения диагностики.

Амблиопия

Амблиопия (в простонародье «ленивый глаз») – недуг, при котором один глаз становится доминирующим, а другой остается незадействованным в зрительном процессе, постепенно прекращает выполнять свои функции и с течением времени атрофируется.


Чаще всего амблиопия преследует детей. Это происходит, если поток зрительной информации к головному мозгу от «ленивого» глаза затруднен, или в случае, когда от двух глаз поступают различные картинки, и мозг при этом не может совместить их в единое пространственное изображение.

Ситуация ухудшается еще и тем, что ребенок, даже начав, говорить не может объективно оценить качество своего зрения. И лучшее средство здесь – консультация офтальмолога.

Если же у ребенка заметно косоглазие, нистагм, или он не в состоянии фокусировать взгляд на конкретном предмете, посещение специалиста просто необходимо. Но и излечить амблиопию проще всего в дошкольном возрасте.

Практически во всех случаях назначают пассивную окклюзию независимо от степени зрительной фиксации. Исключение — дети, страдающие нистагмом, им процедуру не назначают либо ограничивают ее двумя часами в день.

Амблиопия может проявиться и во взрослом возрасте. В зависимости от причины развития выделяют:

  • дисбинокулярный — основанием его является сильное косоглазие;
  • рефракционный – возникает при нежелании пользоваться очками и безответственным отношением к лечению дальнозоркости или близорукости;
  • депривационный — развивается при наличии катаракты, рубцов или бельма;
  • анизиметропический – возникает ввиду большой разницы в диоптриях глаз;
  • истерический – развивается при нарушениях психики.

Проведение диагностики

Прежде чем провести плеоптическое лечение, требуется комплексная диагностика органов зрения. При осмотре глаз врач оценивает состояние век, глазную щель, а также оценивает реакцию зрачка на свет.

Полную информацию относительно состояния зрения получают при помощи специальных офтальмологических тестов. В зависимости от уровня его снижения определяется степень патологии.

Проведение терапии у детей

Для осмотра структуры глаза требуется офтальмоскопия, обследование глазного дна, биомикроскопия. Чтобы определить прозрачность преломляющей среды, проводится осмотр органов зрения в проходящем свете. При непрозрачности среды их состояние исследуют при помощи УЗИ.

В комплексное обследование нужно включить электроретинографию, тонометрию. При надобности требуется консультация невролога.

Диагностика


Источник: lifestyleladies.ru
При диагностировании косоглазия следует пройти полное офтальмологическое исследование, где больному предложат пройти ряд тестов, позволяющие выявить степень запущенности болезни.

Врач непременно уточнит сроки болезни, вследствие какого события оно получило развитие. В список основных методов диагностирования косоглазия входит:

  1. Проверка остроты зрения, как с корректирующими линзами, так и без них.
  2. Производится исследование полей зрения, что по-научному называют периметрия.
  3. Самый простой метод диагностирования – отслеживание глазами за предметом. К примеру, пациенту могут предложить проследить за движением ручки. Врач двигает ручку в разные стороны, а пациент должен лишь глазами наблюдать за этими движениями. При присутствии сбоев в деятельности глазодвигательных мышц такой осмотр позволит их выявить.
  4. Предлагается пройти четырехцветный светотест. Это исследование позволяет выявить характер зрения, который может быть: бинокулярное — задействованы два глаза; монокулярное — задействован один глаз; одновременное – задействованы два глаза, но не происходит слияние увиденных образов.
  5. Синоптофор – позволяет выявить угол косоглазия.

Особенности лечения

Только раннее и индивидуально подобранное плеоптическое лечение глаз дает довольно хорошие результаты. Коррекцию рекомендуется проводить в возрасте до 6-7 лет, так как в гораздо более старшем возрасте она почти не поддается терапии.

Успешность офтальмологической коррекции во многом зависит от устранения основной причины. В основном лечение проводится при помощи консервативных методик. Очень хороший результат оказывает лазерная коррекция.

Через 3 недели назначается плеотическое лечение глаз у детей, которое помогает выровнять зрение. Для терапии амблиопии применяется активная и пассивная плеоптика. Курсы плеоптического лечения нужно повторять 3-4 раза в год.

Виды детского косоглазия

Косоглазие классифицируют по следующим видам: По углу:

  • содружественное – углы отклонения от нормы на обоих глазах одинаковые;
  • несодружественное – косит один глаз и его движение не сочетается с другим.

По типу расположения глаз:

  • сходящееся – глаза направлены друг к другу и к переносице;
  • расходящееся – направление взгляда в разные стороны, в височную область.

По типу отклонения:

  • горизонтальное – отклонение глаз в горизонтальной плоскости;
  • вертикальное – в вертикальной плоскости;
  • смешанное – в обоих плоскостях.

По причинам возникновения:

  • аккомодационное — косоглазие возникает по причине того, что глаза имеют разную рефракцию. Например, на одном глазу нормальное зрение (эмметропия), а на другом близорукость или дальнозоркость.
  • неаккомодационное или паралитическое косоглазие, вызванное проблемами на глазных мышцах. Чаще всего обусловлено поражением нервов, ограничивающим глазодвигательные возможности глаза.

В возрасте 3-5 лет наиболее часто возникает детское косоглазие. Сходящееся косоглазие встречается чаще, чем расходящееся. При косоглазии нередко на чаще косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения неподдающееся коррекции, то есть развивается амблиопия.

Косоглазие у детей может быть врожденным или приобретенным. Приобретенное может быть вызвано разной рефракцией глаз, травмами, перенесенными заболеваниями и инфекциями.

Лазерная стимуляция

Современное плеоптическое лечение глаз у детей и взрослых подразумевает под собой проведение лазерной стимуляции. При низкоинтенсивном излучении происходит стимулирование органов зрения. Это приводит к нормализации метаболических процессов, микроциркуляции, повышению активности ферментов, энергетических свойств клеток.

Лазерное лечение

Плеоптическое лечение аппаратом для лазерной стимуляции зрения подразумевает под собой воздействие красного и инфракрасного света. Зачастую применяют импульсное излучение.

Для воздействия используют аппарат ЛАСТ-1. Он оказывает низкоинтенсивное импульсное воздействие и позволяет создать совершенно особую микроструктуру чередования темных и светлых пятен. Аппарат «Амблиоспекл РЛ-1» применяется не только для терапии амблиопии. Он также широко используется для скрининга нарушения рефракции.

Электростимуляция

Плеоптическое лечение косоглазия проводится путем электростимуляции. Для этого применяют слабый электрический ток, воздействующий на нервный, сенсорный или мышечный аппарат глаза. В результате этого нормализуется кровообращение, проводимость и восстановление рефлексов, обменные процессы.

При проведении электростимуляции значительно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, увеличивается цветовая и световая чувствительность, а также уменьшается имеющаяся симптоматика.

Светостимуляция

Плеоптическое лечение глаз у детей на аппарате подразумевает под собой проведение светостимуляции. Для этого применяют адекватные раздражители монохроматического и полихроматического света. При воздействии прямо на центральную область сетчатки начинает интенсивно активизироваться функция всего зрительного анализатора.

Довольно широко применяется аппарат АСО-1. При его применении происходит ритмическое воздействие целенаправленных световых волн, которые производят лампочки, встроенные в оправу.

Макулостимулятор КЭМ-ЦТ активизируют все уровни оптического восприятия глаз за счет особой стимуляции. Аппарат ПС-1 характеризуется тем, что лечение проводится целенаправленным световым потоком.

Цветовая стимуляция проводится при помощи аппарата «Мозаика ПС-2». Она состоит из калейдоскопа и альбома с различными цветными мозаичными рисунками. Фотостимулятор способствует тренировке глазодвигательных мышц.

Подобные приборы стимулируют органы зрения. При этом дополнительно применяются последовательные зрительные образы. Лечение пациентов подобными приборами вызывает повышение остроты зрения в 50-60% случаев.

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению материал

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению

Повышение эффективности лечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работы у детей дошкольного с нарушением зрения является актуальной проблемой офтальмологии и тифлопедагогики.

Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с психолого-педагогическими мероприятиями в детском саду должно начинаться как можно раньше. Лечение косоглазия и амблиопии в специализированном детском саду, каким является наше учреждение, проводится: во-первых, ортоптическими методами, предполагающими применение специальной аппаратуры, и, во-вторых, с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических игр и упражнений. Особенно важным является восстановление зрения у таких детей с помощью специальных медицинских аппаратах.

Плеоптическое лечение – лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.

Для первого этапа (плеоптический — лечения амблиопии) характерны медицинские мероприятия, направленные на повышение остроты зрения амблиопичного глаза посредством окклюзия, коррекции очками, всевозможные раздражения сетчатки глаза под средством различных стимулов, применения специальных медицинских приборов и аппаратов и компьютерных программ. Длительность плеоптического этапа может быть различной в зависимости от тяжести заболевания.

Для лечения в плеоптический период с целью повышения остроты зрения используются медицинские аппараты: локолизатор-корректор или амблиотренер, макулотестер, иллюзион, специальные компьютерные программы.

Ортоптический период – (второй этап) занимает важное место в комплексном лечении косоглазия.

Переход к ортоптическому лечению осуществляется при разнице в остроте зрения обоих глаз после достижения амблиопичным глазом остроты зрения не менее 0,4 и угол косоглазия при этом может быть любым.

Диплоптический период (третий этап) проходит на заключительной стадии лечения косоглазия, когда восстановилось симметричное положение глаз и есть бифовеальное слияние в искусственных условиях.

Ортопто-диплоптический – восстановление бинокулярного зрения.

Ортопто-диплоптический лечение включает систему тренировочных упражнений на аппаратах, направленную на развитие фузионной способности и бинокулярного зрения. Предлагают детям некоторые аппараты и оборудования: синоптофор, хейроскоп, монобиноскоп, компьютерные программы.

Подготовительная работа предусматривает формирование у детей адекватных зрительных восприятий и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, т.е. восприятия предмета в целом и в соотношении его частей. Все это – задачи педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогами совместно с врачом – офтальмологом и входит в комплексную программу помощи ребенку с нарушением зрения. Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, с одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а с другой – извлекать из последней лечебный эффект. Важной задачей является предаппаратная подготовка, где удаётся сформировать и развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах.

Самым необходимым шагом в предаппаратном лечении детей с нарушением зрения является знакомство с таблицей картинок для исследования остроты зрения Орловой.

Цель: учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, контурном, силуэтном). Упражнять в назывании картинок таблицы. Различать, выделять, называть, сравнивать величину размеров. Соотносить цветные и силуэтные изображения.

Дети, особенно маленькие, (и вновь поступившие в детский сад), приходя на проверку остроты зрения, не могут сразу назвать силуэты картинок-предметов, изображённых на таблице, так как они их не узнают. Поэтому вначале следует познакомить детей с этими предметами и их силуэтами, проводя индивидуально-коррекционные упражнения на совмещение предмета-картинки и контура, на наложение картинки на силуэт.

Рассмотрим каждый аппарат отдельно, выделим основные

требования и задачи, которые решаются при лечебно-педагогической

коррекции зрения детей.

Актуальной считается подготовка детей дошкольного возраста к работе на синоптофоре. Аппарат предназначен для диагностики и лечения косоглазия. Используется для определения объективного и субъективного углов косоглазия, состояния корреспонденции сетчаток. С помощью синоптофора можно проводить лечебные ортоптические упражнения: устранение функциональной скотомы, асимметричного бинокулярного зрения, развитие нормальной фузионной способности (бифовеального слияния, фузионных резервов), подвижности глаз, стабилизацию бинокулярного зрения. На синоптофоре определяют способность к бифовеальному слиянию изображений объектов (Т.П.Кащенко, 1963). Суть упражнений заключается в движении глаз с целью непрерывного слежения за объектами.

Цель: формировать целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений. Учить овладевать счетными операциями, узнавать предметы в разных модальностях.

При подготовке детей для работы на этом аппарате, следует использовать ряд дидактических игр.1. Предварительное знакомство с изображениями, предъявляемыми на синоптофоре.2. Для этого приготовить рисованную кошку размером до 20 см (в индивидуальной работе размеры от 2х до 4 и более см) со всеми имеющимися у нее деталями: уши, хвост (четкое предметное цветное изображение).3. Вторая и третья карточки представляют собой картинки с недостающими деталями (нет хвоста, нет ушей) — предметное цветное изображение4. 4 и 5 карточки – силуэтные изображения без недостающих частей (деталей).5. Далее на 3- х прозрачных пленках рисуем маркером по стеклу на одной – кошку без ушек, кошку без хвоста и кошку с хвостом и ушками для наложения и правильного зрительного образа кошки.

Упражнения можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста, так как они просты и интересны для игр при формировании предметных представлений в определенных изображениях, предъявляемых ребенку при работе на синоптофоре. В это время использовать рассматривание и объемной игрушки – кошки, рассмотрев детали – уши, хвост и т. д. Необходимым считаю накладывание одного изображения на другое при использовании изображений на пленке, орг. стекле. Можно использовать игры, где есть объекты на совмещение не имеющие общих элементов и удерживание их глазами: яйцо и цыплёнок, собака и конура, цветок и ваза, т.д. Ритмически смещая объекты, относительно друг друга, на всё большие углы, добиваясь укрепления мышечного тонуса и снижение угла косоглазия.

Использование игр по правилам лото:

1. Подбор предметных картинок к силуэтному изображению.

2. Подбор сюжетных картинок к силуэтному изображению.

3. Подбор картинок к контурному изображению.

4. Соединение цветных картинок с контурным изображением.

Очень важно подготовить ребенка и по восприятию пространственных представлений, чтобы ребенок мог определить словом: вверху, внизу, на одной полоске, выше, ниже.

Макулотестер

(макуло + англ. tester испытательный прибор, тестер)

Цель: учить соотносить и подбирать предметы по величине на глаз без нарушения пропорций. Развивать координацию движений по схеме «глаз-рука». Учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.

Наглядный материал: лабиринты, предметы, изображенные в контурном,

силуэтном, цветном изображении; мозайки.

Игры:

  • «Лабиринты».
  • «Обкалывание булавочкой или шилом по контуру».
  • «Найди 5 (10) отличий».
  • «Сравни и заполни, не нарушая закономерности».
  • «Обведи контур предмета и раскрась».
  • «Проследи взглядом за шариком или лампочкой (автор Медведь Л.И.).
  • «Прокати цветной шарик по лотку» (суть упражнения заключается в фиксации разноцветного шарика).

Бивизотренер

Предназначен для повышения остроты зрения при амблиопии с центральной фиксацией, развития и закрепления одновременного и бинокулярного зрения. Прибор представляет собой зеркальный разделитель полей зрения. Принцип действия заключается в следующем: ребёнок через окуляры одним глазом видит в зеркале изображение предъявляемого объекта (сменные рисунки, подвижные тесты), которое проецируется на основание прибора. Это мнимое изображение воспринимается вторым глазом как действительное, что побуждает оба глаза к совместной деятельности.

Характер и суть упражнений зависит от клинической формы косоглазия. При сходящемся содружественном косоглазии задача упражнений – расслабить конвергенцию, что предполагает направление взора ребёнка вдаль вверх. Можно использовать упражнения: «Зажги фонарик», «Подбрось вверх воздушный шарик», «Покажи, какой мяч большой, а какой маленький» и др.

При расходящемся содружественном косоглазии упражнения предназначены усилить аккомодацию, что предполагает направление взора в близь и вниз. Здесь можно использовать мозаику, строительные игры, занятия аппликацией, лепкой, конструированием и др. Эти игры и упражнения используются в коррекционно-педагогической деятельности тифлопедагогом и воспитателями групп.

Занятия на бивизотренере помогают восстановить одновременное и бинокулярное зрение. К прибору прилагается комплект рисунков для воспроизведения изображения на чистом листе бумаги через зеркало. Выполнение задания проходит под контролем амблиопичного глаза.

Следующим аппаратом, на котором дети получают лечение — является амблиотренер.

амблио(пия) + англ. train обучать, тренироватьПредназначен для упражнений при амблиопии, сочетающих зрительные раздражения с осязательными и звуковыми.

Цель: повысить зрительную функцию амблиопичного глаза и, что особенно важно при лечении косоглазия, повысить зрительную функцию макулярной области глазного дна.

Занятия на амблиотренере способствуют закреплению центральной фиксации зрения. Лечебное воздействие основано на стимуляции амблиопичного глаза низкоэнергетическим светом красно-оранжевой и зелёной части спектра в виде импульсов с заданными оптимальными характеристиками. В предаппаратном лечении на амблиотренере можно использовать ряд дидактических игр и упражнений: «Соедини точки», «Обведи по точкам», «Обводка по трафарету», «Обводка через кальку», «Соотнесение силуэта с контуром или самим предметом».

Иллюзион

Макулостимулятор (иллюзион) предназначен для лечения амблиопии у детей, начиная с раннего возраста. Действие макулостимулятора основано на предъявлении глазу вращающейся частотно-пространственной контрастной решетки с изменяющейся пространственной частотой (по Кэмпбеллу). При наблюдении такой картины подключается визомоторная деятельность амблиопичного глаза, активизируются функционально заторможенные нейроны. Терапевтическое действие спиральных тест-объектов расширяется за счет изменения направления вращения, что создает иллюзию удаляющегося или приближающегося тоннеля. Указанный эффект позволяет осуществлять тренировку и снятие спазма аккомодации при работе в зрительно напряженных условиях у людей разного возраста.

Цель: учить различать и правильно называть ахроматические и хроматические цвета, называть белый, черный цвет. Узнавать и различать предметы в разных модальностях. Рассказывать о порядке выполнения действий, осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.

Наглядный материал: карточки цветного спектра на каждого ребенка, набор цветных кубиков.

Игры:

  • «Покажи кубик белого цвета».
  • «Найди отличия по цвету» (работа с картинками).
  • «Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках».
  • «Плетение коврика».
  • «Поймай рыбку».
  • «Зажги огоньки, как у меня».
  • «Разложи по цвету».
  • «Сбор деталей конструктора по образцу».

Мускулатренер

(Мускул + англ. trainer тренер)

Прибор для тренировки глазодвигательных мышц с целью повышения подвижности глаз. Мускултренер офтальмологический предназначен для лечения амблиопии высокой степени (дисбинокулярной, обскурационной, анизометропической и др.), тренировки мышц глаза при мышечных парезах и улучшения глазодвигательных функций

Цель: укрепить мышцы и улучшить глазодвигательные функции глаз.

Игры: гимнастика для глаз, следить за полетом бабочки.

Цвето-тест

Если ребенку раннего или младшего возраста врач назначает занятия на цвето-тесте, тифлопедагог начинает готовить такого ребенка, используя педагогические средства: игры, игровые упражнения.

Цвето-тест предназначен для определения характера и степени расстройств бинокулярного зрения. С его можно: исследовать характер зрения (бинокулярное, одновременное, монокулярное); определить ведущий глаз; определить величину угла косоглазия при нормальной корреспонденции сетчатки; установить характер аномальной корреспонденции сетчатки.

Цель: формирование у детей способности удерживания и воссоздания целостного зрительного образа, представления о цвете, форме, расположении предметов относительно друг с другом на микроплоскости, счетных операций.

Игры и упражнения на развитие цветовосприятия: узнавание, называние, локализация зеленого, желтого и красного цвета:

  • «Выбери все кружки зеленого цвета»
  • «Выбери среди других карточек заданную» (с определенным количеством кружков или заданным цветом)

Игры и упражнения на ориентировку на микроплоскости, в частности, зрительные и слуховые диктанты, предполагающие научить детей запомнить и воспроизводить местоположение, группировку кружков как по цвету, так и по количеству:

«Посмотри, запомни, расположи так же»

«Выбери среди нескольких комбинаций заданную»

«Найди пару»

«Найди отличия»

«Что изменилось»

«Наложить на цветовые кружки — кружочки такого же цвета»;

«Наложить кружочки по заданию в контурные изображения кружков»;

«Сосчитай количество красных, зеленых, желтых, белых кружков» (в заданном круге);

«Посчитай количество всех кружков в круге» (по заданию).

  • Важно использовать дидактические игры по развитию цветовосприятия по программе Л.И.Плаксиной.
  • Очень важно в работе давать детям четкие, конкретные словесные пояснения: кружки в одном ряду, на одной линии, рядом, справа, слева, 2 красных, 3 зеленых и т.д.

Компьютерные программы

Совершенствование существующих и поиск новых методов лечения больных с косоглазием и амблиопией связаны с широким распространением персональных компьютеров, компьютерной системы для восстановления бинокулярных функций у детей дошкольного возраста. Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции зрительных функций ребенка. Время проведения коррекционных упражнений строго регламентировано. У нас в детском саду есть такие программы: «Цветок», «Иллюзион», «Лабиринт». Подготовка к компьютеру.

Лечение на компьютере требует от ребенка знания цветов, умения ориентироваться на микроплоскости, понимания терминов «совместить», «слить».

Упражнение предусматривает перемещение по полю экрана с помощью подвижного объекта, совмещение или слияние его с неподвижным объектом. Для чаще косящего глаза следует предъявить подвижный объект, который стимулирует его активность. При выполнении упражнений ребенок фиксирует взгляд на экран с общим объектом (полосатая рамка).

В ходе предаппаратной подготовки ребенок перемещает подвижный тест-объект, который должен совместиться или слиться с неподвижным, расположенным на пурпурном или черном фоне.

Эти игровые упражнения на совмещение и слияние изображений парных тест-объектов развивают содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора.

При подборе компьютерных упражнений рекомендуется учитывать возраст и уровень развития ребенка. На первых порах следует предлагать игровые упражнения с простыми и крупными тест-объектами, а затем переходить к более сложным и мелким.

Предлагаются следующие игровые задания на слияние: «Слей два колечка в одно», «Спрячь красный круг», «Сделай целую неваляшку» (красный объект неподвижен).

Затем можно предложить задания на совмещение: «Собери пирамидку», «Расставь кегли», «Надень кольца на штангу», «Разложи детали на кораблике», «Собери машинку красного цвета». Степень насыщенности занятий необходимым содержание определяется возрастом детей. Все знания и задания, полученные на занятиях и в игровой форме деятельности, закрепляет воспитатель в повседневной жизни.

Очки тренажеры СУПЕР ВИЖН

Безлинзовые очки-тренажеры «Супер-Вижн» с первого взгляда похожи на обычные солнцезащитные. Но рассмотрев их внимательно, вы поймете, что в них нет ни обычных корригирующих стекол, ни свето-фильтров. Зато есть ряды мелких отверстий в непрозрачных пластиковых поверхностях. Надев очки, вы убедитесь, что можете свободно видеть все окружающие предметы, более того, свободно читать даже самый мелкий текст.

Принцип действия очков-тренажеров основан на известных законах физики – рефракция, диафрагмирования и интерференции светового потока. Говоря проще, при рассматривании предметов через маленькое отверстие значительно повышается глубина резкости. Этот эффект известен давно, и некоторыми народами с древности использовался, при охоте. Однако остроумно использовав известный прием в конструкции очков, офтальмологи пошли дальше. Они увеличили количество отверстий, математически точно рассчитали их диаметр и конфигурацию, а также расстояние между ними. Все это заставляет глаз работать в тренирующем режиме, восстанавливает природный механизм правильной работы глазных мышц. Кажущаяся простота устройства и использования очков на самом деле скрывает в себе сложную технологию и понимание феномена человеческого зрения – одного из самых сложных природных явлений.

Будьте терпеливы – результат не заставит вас ждать!

Степень насыщенности занятий необходимым содержание определяется возрастом детей. Все знания и задания, полученные на занятиях и в игровой форме деятельности, закрепляет воспитатель в повседневной жизни. Опираясь на результаты наблюдений в лечении детей, имеющих нарушения зрения, можно сделать несколько рекомендации:

  • предаппаратную подготовку следует начинать с младшего дошкольного возраста, предусмотрев для этого серию коррекционно-педагогических упражнений соответствующего характера
  • выполнять все рекомендации врача-офтальмолога;
  • закреплять результаты ортоптического лечения косоглазия и плеоптического — амблиопии коррекционно-педагогическими играми, упражнениями, входящими в общий комплекс учебно-воспитательной работы дошкольного учреждения.

Литература:

1. «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе» -№10,2009, в Альманахе «Вестник Тифлологии».

2. Малева.З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению/ Москва ПАРАДИГМА , 2011. – 127 с. – (специальная коррекционная педагогика).

3. Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет/ авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 123с.

Другие виды лечения

Фосфенстимуляция характеризуется тем, что при помощи специального прибора по индивидуальным параметрам подбирается сила тока. Воздействие проводится через веки. Для этого применяют такие аппараты как «Фосфен-Мини», «Фосфен-1», «Фосфен-2», «АйНУР-03».

При проведении электромагнитной стимуляции используют переменное, постоянное и импульсное поле. Они оказывают противовоспалительное, анальгезирующее и противоотечное воздействие. Магнитотерапия помогает повысить скорость кровотока, а также размер капилляров. За счет этого нормализуются трофические и обменные процессы, а также восстанавливаются нарушенные функции органов зрения.

Результативной методикой физиотерапии считается вибростимуляция. При этом применяется специальный вибротерапевтический аппарат, который через веки посылает механические колебания.

Орто- и плеоптическое лечение проводится с помощью рефлексотерапии. При этом восстанавливается равновесие между тормозящими и возбуждающими процессами головного мозга. При выполнении процедуры доктор воздействует на аккупунктурные точки. Для этого применяется термическое, электромагнитное, электрическое влияние.

Аппаратное лечение косоглазия

Лечение детского косоглазия комплексное. Его обязательно нужно проводить в условиях клиники. При наличии близорукости или дальнозоркости, по показаниям назначается очковая коррекция. Иногда очки полностью исправляют детское косоглазие.

Плеоптическое лечение

– заключается в том, что с помощью специальных заклеек — окклюдеров — “здоровый” глаз искусственно выключают из работы, при этом остается задействованным только косящий глаз. Таким образом, его тренируют и повышают остроту зрения под контролем детского офтальмолога.

В “Центре восстановления зрения” проводится консервативное лечение с использованием аппаратных методов.


Они направлены на излечение амблиопии (если она есть) и на восстановление бинокулярного зрения (способность сливать изображения обоих глаз в единый образ). В ходе лечения детского косоглазия на определенном этапе при наличии показаний проводится хирургическое вмешательство на мышцах глаза. После операции также в обязательном порядке проводится консервативное лечение косоглазия у детей. Оно направлено на полную реабилитацию зрительных функций.

Лечение проводится на следующих аппаратах: «Синоптофор», аппарат для диагностики по трем видам разделения полей зрения и диплоптического лечения косоглазия «Форбис», Аккомодометр с астоптометром, «Амблиокор» и многие другие.

Также проводится активное лечение с помощью специализированных компьютерных программ, которые эффективно тренируют аккомодацию глаза ребенка.

Компьютерная стимуляция

При амблиопии применяются компьютерные методики стимуляции. Современные аппараты помогают усилить традиционную терапию. Компьютер обеспечивает постепенное усложнение раздражителей, воздействующих на различные каналы и уровни зрительного анализатора.

Компьютерная терапия

Применение программ способствует терапии амблиопии. Существует несколько различных специальных программ. Стимулятор EYE включает упражнения «Тир» и «Погоня». При этом основной стимул постепенно уменьшается в размерах, изменяется его цвет, за счет чего активизируется функция сетчатки. Яркие вспышки света улучшают зрительную фиксацию, зрение.

В программе «Крестики» игровое поле представлено в виде шахматной доски. Клетки ее изменяют окрас и постепенно уменьшаются. Человек находит крест, а также перемещает по виртуальному полю небольшой кружок. Внутри него также изменяются цвета. За счет этого происходит стимулирование нейронов глаз.

Программа «Паучок» способствует улучшению активности сетчатки глаза за счет рассматривания радиальных и спиральных решеток. Узор может быть синим, черно-белым, красным или зеленым. Программа «Рельеф» разработана для лечения амблиопии. Она подразумевает под собой то, что происходит паттерн-стимуляция с резким перепадом тени и света.

плеоптическое лечение

Амблиокор представляет собой целый программный комплекс. При этом запускается замкнутый круг биологических процессов. Если зрительное восприятие несколько ухудшается, то экран сразу же погаснет. В основу этой методики положена технология, нормализующая функционирование зрительного анализатора.

Виды стимуляции

Только раннее и грамотно подобранное плеоптическое лечение сможет дать хороший результат. Оптимальный вариант – проводить коррекцию зрения до 7 лет, поскольку в более старшем возрасте патология плохо будет поддаваться лечению. Успешность офтальмологической коррекции также во многом зависит от того, была ли устранена основная причина патологии. Чтобы добиться выраженного результата и закрепить эффект, курсы плеоптического лечения рекомендуется проходить не менее 3 раз в год.

Электростимуляция

Чаще всего назначается для борьбы с косоглазием. Электростимуляция не вызывает дискомфорта или болезненных ощущений, поскольку осуществляется при помощи слабого электрического разряда. Воздействие может оказываться на разные участки – нервный, сенсорный или мышечный аппарат глаз. Действие электрического тока усиливает кровообращение, проводимость рефлексов и ускоряет обменные процессы. К окончанию первого курса у пациента улучшается острота зрения, расширяется поле зрения и цветовая гамма. Выраженность симптомов заболевания снижается.

Электромагнитная стимуляция

Для проведения электромагнитной стимуляции может быть использовано постоянное, переменное или импульсное поле. Вне зависимости от методики проведения, процедура оказывает выраженное противовоспалительное и противоотёчное действие. Кроме того, электромагнитная стимуляция борется с болезненностью и дискомфортом в области глазных яблок. Магнитотерапия способствует расширению капилляров и увеличения кровотока, что положительно сказывается на обменных и трофических процессах, также восстанавливает зрительную функцию.

Лазерная стимуляция

Лазерная терапия – современный и результативный способ борьбы с различными офтальмологическими патологиями, который назначается как взрослым пациентам, так и детям. Положительный эффект от процедуры достигается за счёт того, что низкоинтенсивное излучение стимулирует органы зрения. В результате лазерного воздействия ускоряется процесс метаболизма и циркуляция крови, также повышается активность ферментов.

Приборы для лазерной стимуляции излучают красный и инфракрасный свет. Чаще всего применяется импульсное излучение гелий-неоновых лазеров. Второе место по востребованности занимают аргоновые лазеры.

Фосфенстимуляция

Процедура является подвидом электростимуляции. Методика получила такое название, поскольку проводится с использованием приборов Фосфен-1, Фосфен-2 или Фосфен-мини. Эти аппараты специально были созданы для проведения курсов электростимуляции в условиях офтальмологических клиник. Фосфенстимуляция активизирует процесс регенерации тканей глазного яблока, а также усиливает кровоток в поражённом участке. Всё это приводит к восстановлению работоспособности органов зрения.

Электростимуляция Фосфен

Светостимуляция

Ещё одна популярная разновидность аппаратного плеоптического лечения глаз у детей – проведение светостимуляции. Процедура предполагает воздействие на глазные органы раздражителей монохромного и полихроматического света. Под таким воздействием на центральную область сетчатки активизируется функционирование всего зрительного анализатора. Как показывает медицинская статистика, терапия при помощи светостимуляции приводит к улучшению зрения в 65% случаев.

Рефлексотерапия

При плеоптическом лечении рефлексотерапия обычно применяется в качестве вспомогательной методики. Процедура способствует восстановлению равновесия между стимулирующими и тормозящими процессами, происходящими в структурах головного мозга (отвечающими за зрение). Во время сеанса медик оказывает воздействие на акупунктурные точки, локализующиеся в активных параорбитальных областях. Процесс стимуляции акупунктурных точек может осуществляться разными способами: за счёт электромагнитного, термического и электрического влияния. Также для стимуляции биологически активных точек нередко прибегают к методике массажа.

Вибростимуляция

Вибромассаж также считается эффективным способом физиотерапии. Процедура чаще всего осуществляется при помощи специального аппарата, который прикладывается к векам и посылает механические колебания с разной частотой.

Компьютерные способы терапии

Относительно недавно для лечения офтальмологических патологий стали применяться компьютерные методики стимуляции. Такие процедуры также относятся к вспомогательным, поскольку помогают усилить эффект от традиционной терапии. За счёт компьютерных методик можно постепенно усиливать и менять действие раздражителей, воздействующих на разные каналы и уровни зрительного анализатора. Самая популярная офтальмологическая программа EYE включает в себя такие упражнения как «Тир», «Крестики» и «Погоня». Основной стимул при этом постепенно уменьшается или увеличивается в размерах, также изменяется и его цвет. Всё это приводит к активизации работы сетчатки и постепенному улучшению функционирования зрительных органов.

Медикаментозное лечение

Чтобы повысить результативность плеоптических методик, в курс терапии нужно включить медикаментозное лечение. Доктора рекомендуют применение лекарств, способствующих нормализации метаболических, нейротрансмиссионных, трофических процессов. Положительный результат оказывают ноотропные препараты, в частности, такие как «Милдронат», «Пирацетам», «Фезам».

Применение лекарств

Кроме того, в процессе лечения амблиопии нужно проводить тренировки аккомодации. Важное значение имеет метод окклюзии. Он подразумевает под собой временное исключение здорового глаза из процесса зрения. Для этого применяют различные виды окклюдеров.

Дополнительно можно применять народные средства и методики, помогающие повысить остроту зрения. Однако перед их применением обязательно нужно проконсультироваться с лечащим врачом.

Лечение при помощи компьютерных программ


Источник: bitballoon.com
Посещение медицинских кабинетов и просиживание часами в очередях, чтобы попасть на очередное профилактическое занятие у офтальмолога, утомляет и угнетает. Вот почему скрытое косоглазие можно лечить в домашних условиях при наличии компьютера и специальной программы.

Естественно, каждый вид программного обеспечения лечит определенный вид глазных болезней и имеет ряд показаний к использованию.

Различают программы для лечения разных видов косоглазия, близорукости и дальнозоркости, бинокулярности и даже программы для тех, кто долгое время работает за компьютером.

Среди них можно выделить наиболее популярные:

«Чибис»

Программа позволяет осуществлять тестовые и тренировочные процедуры для оценки состояния бинокулярного стереозрения и функционального лечения бинокулярных расстройств.

Лечебное действие программы — это стимуляция координированной деятельности левого и правого зрительных каналов за счет использования чисто бинокулярных зрительных стимулов — стереограмм из случайных точек, которые могут успешно восприниматься только при согласованной работе двух глаз.

«КЛИНОК-2»

Комплексная интерактивная компьютерная программа для диагностики и лечения косоглазия, позволяющая осуществлять все традиционные процедуры аппаратного лечения, проводимого на синоптофоре.

Программа построена по принципу имитации соответствующих процедур, но позволяет расширить их временной и скоростной диапазон и использовать ряд новых режимов стимуляции.

Диагностический блок программы обеспечивает количественную оценку состояния бинокулярных функций: определение характера зрения, гетерофории, функциональной скотомы, угла косоглазия и фузионных способностей.

«ЦВЕТОК»

Интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает пациенту серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка.

«eYe» («Ай»)

Программа предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков.

Программа «Контур» — программа для лечения амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения. В бинокулярных упражнениях пациент в красно-синих очках, видя опорный рисунок одним глазом, обводит или дорисовывает его «пером», видимым другим глазом. Всего в программе 38 рисунков различной сложности.

Для устранения функционального подавления и тренировки фузии предусмотрены многочисленные регулировки: изменяется соотношение контрастов объектов и толщина линий рисунка и «пера», объекты могут независимо переключаться из светлых в темные, включается мигание с управляемой частотой, регулируется сила стимула для периферической фузии.

«Крестики»

Это игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, в котором используется инвертирующееся шахматное поле.

Этот стимул активизирует нейроны и восстанавливает межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы. В ходе игры клетки уменьшаются до порога различения их игроком. Частоты инвертирования связаны с размером клеток, обеспечивая наибольший лечебный эффект.

Контраст изображения можно выбирать в широких пределах: от максимального для стимуляции, до едва различимого для тренировки.

Для воздействия на яркостный и цветооппонентные каналы зрительной системы используются черно-белые, красно-зеленые или желто-синие шахматные поля.

Продолжительность одной игры — 5 минут.

«Паучок»

Еще одна игра для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями. Игровая задача побуждает пациента удерживать взор вблизи центров подвижных радиальных или спиральных решеток.

В результате макула и периферия одновременно возбуждаются стимулами оптимальных размеров: макула — мелкими, периферия — крупными. Также в процессе игры активизируются визомоторная деятельность, конвергенция и аккомодация.

Различные настройки и цветовые переходы позволяют стимулировать все типы фоторецепторов, а также on- и off-нейроны. Контраст изображения можно выбирать.

Кроме вышеперечисленных программ, популярны следующие: Color Eyes Keeper, DAZZLE, Eye Corrector, FLASHER, Калейдоскоп, RELAX, SafeEyes, STRABISMUS, VISUS, Головоломы, Доска.

Используя их при лечении, предварительно изучите руководство для пользователя и применяйте только по назначению врача. Появление косоглазия характеризуется разными процессами и причинами.

Некоторые дети рождаются с таким диагнозом из-за того, что болезнь передается по наследству, другие приобретают ее вследствие травмы и инфекционного заболевания. Причин множество, особенно если у родителей есть предрасположенность к аметропии.

В любом случае необходимо качественное обследование, возможно именно сейчас нужно провести хирургическое лечение, которое в этом возрасте даст максимальный результат.

Время работает против пациента: не стоит запускать болезнь, так как это приведет к плачевным последствиям. А правильно подобранная программа и постоянство в ее использовании непременно даст положительный результат.

Прогноз

Плеоптическое лечение отзывы получает в основном положительные, так как у этой методики прогноз хороший. При отсутствии же грамотного комплексного лечения амблиопия постоянно прогрессирует, в итоге провоцируя устойчивые и необратимые изменения зрения. В таком случае возможно даже возникновение слепоты, а также невозможность сфокусировать взгляд.

При своевременной терапии удается достичь полного восстановления зрения, но иногда с момента постановки диагноза до излечения проходит больше года. При этом чем меньше возраст пациента, тем выше его шансы на успешное излечение. С возрастом все сложнее заставить сетчатку глаза нормально функционировать. Окончательный прогноз в каждом конкретном случае зависит от множества различных факторов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: