Психологические особенности детей с нарушением зрения
В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения. Особенности деток, отличающие их от сверстников с нормальным зрением, проявляются уже при первом знакомстве.
- не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений)
- контакт глазами, общение жестами — ограничен, или почти отсутствует
- речевой контакт организован лучше, но у детей трех — четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше — часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).
- в пробах на динамический праксис и реципроктную координацию большинство детей испытывают значительные затруднения. Пальцевые пробы выполняются лучше.
Процедура обследования может занимать в 1,5-2 раза больше времени из-за того, что слабовидящему ребенку нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т.д. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.
Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка.
Слабовидящие детисильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу.
Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах — как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.
Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры. Правила игры приходится много раз повторять заново, и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности.
Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.
Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.
Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и тот факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре. С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.
Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для них характерны стереотипии — косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы.
В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности; слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.
Изучение творчества детей с нарушением зрения показывает влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры и требует специальной коррекции, обучающего этапа, направленного на прочное овладение способами игрового действия, выражение своих эмоций, что в дальнейшем позволяет детям проявлять и развивать свой творческий потенциал.
Конечно, имеет значение и общая соматическая ослабленность детей, посещающих коррекционное дошкольное учреждение. Все большее количество детей при поступлении в детский сад кроме глазных заболеваний имеют сопутствующие нарушения деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов. Если к этому обстоятельству прибавить еще тот факт, что ребенку с нарушенным зрением приходится гораздо больше потрудиться, чтобы получить и переработать все возрастающий поток информации, который окружает его сегодня со всех сторон, становится понятно, что такие нагрузки не могут не отражаться на неокрепшей психике малыша. В итоге недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему, вызывающему у него отрицательные эмоции, замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции.
Для того чтобы выяснить степень и уровень возможности к саморегуляции необходимо в первую очередь выяснить знание ребенком себя, представление своего внешнего образа, знание возможностей своих органов чувств, которые формируются на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ему нравится или не нравится, что он может или не может выполнять.
Специфика по сравнению с нормой в большинстве случаев количественная — у нормально видящих больше и полнее словесных описаний, хотя они также не используют специфические обозначения цвета и формы.
Практически все дети с амблиопией и косоглазием не говорят об осязании, как средстве познания окружающего мира, а выделют функцию руки, как поддержку при падении, т.е. помощь зрению, что характеризует трудности передвижения и ориентаций в пространстве, в то время как нормально видящие выделяют осязающую функцию руки в общении, в познании окружающих предметов. Это свидетельствует о том, что, несмотря на недостатки зрительной перцепции дети с амблиопией и косоглазием опираются в основном на нее, слабо используя осязание, слух, вкус, обоняние и т.д.
Готовность к школе
К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он «начинает замыкаться и становится неуправляемым».
Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в апреле-мае. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие коррекционный детский сад, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании.
Методика включает в себя следующие тесты:
- «Найди правило». Выявляет умение найти закономерность.
- «Заселение дома». Выявляет уровень развития логического комбинаторного мышления.
- «Схематическая запись слов под диктовку». Выявляет уровень развития фонематического слуха.
- «Бессмысленные слоги». Определяет сформированность тонкой моторики руки.
- «Внимание. Ориентация. Количество» Выявляет уровень развития внимания, способность к ориентации в пространстве, сформированность представления о количестве.
- «Приглашение в гости» — определяет уровень сформированности наглядно — схематического мышления, умения пользоваться правилом.
Чаще всего дети лучше справляются с заданиями на логическое мышление и фонематический слух, так же они хорошо с написанием бессмысленных слогов, и с заданиями на ориентировку. Трудности же, зачастую, возникают при выполнении теста «Заселение дома» (на комбинаторные умения) и в задании на определение количества, особенно на соотношение больше-меньше.
Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.
Кризис 7-ми лет, возникающий у нормально видящих детей, характеризуется тремя основными симптомами:
- потерей непосредственности,
- манерничанием,
- симптомом «горькой конфеты».
Этот возрастной период связан с переходом к новой для детей ведущей деятельности — обучению. Изменение ведущей деятельностипредъявляет ребенку новые требования, которые он должен принять, выполняя функции ученика. Однако понимание и принятие необходимости новых требований еще не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение.
Если в дошкольном возрасте знания о своих особенностях зрения еще не вызывали глубоких отрицательных эмоций, то конец младшего школьного возраста и переход к среднему связан с кризисом самооценки. У детей начинают преобладать отрицательные эмоции, возникающие как результат переоценки ценностей. Происходит изменение внутренней позиции ребенка, отношения к учению, его мотивации, отношения к сверстникам и учителю.
Если в первые годы обучения в школе мнение учителя не только принималось на веру, но и его требования считались непререкаемыми, то к концу младшего школьного возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение, а отношение к учителю подвергается строгой переоценке. Учитель становится не только носителем знаний — ребенку важно его отношение к ученикам и их проблемам в жизни.
Критерии, по которым выделяются дети с нарушением эмоциональной сферы среди слепых и слабовидящих (достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из критериев):
- неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка;
- неспособность успешно стоить межперсональные отношения с учащимися и учителями;
- неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах;
- преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя несчастным;
- тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персоналом в школе или школьными проблемами.
Важное место принадлежит взрослому, включающемуся в игру как равноправный партнер. Элементы обучения, включенные в игру, подготавливают детей к переходу и овладению учебной деятельностью. Наряду с игровыми методами необходимо использовать так же и арт-терапевтический подход, способствующий формированию целостного и позитивного представления об окружающем мире.
Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье. Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств. Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.
Родители же слабовидящего ребенка часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности.
В раннем детстве ребенок субъективно не осознает систему требований к себе, но постепенно к концу дошкольного периода он начинает действовать по программе взрослых, т.е. она становится и его программой. Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями к себе самого ребенка.
В современном обществе разработанно большое количество систем коррекции и компенсации зрительного дефекта медико-психолого-педагогическими средствами, которые показали возможности детей с нарушением зрения достигать высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
Причины нарушения зрения
Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
Приобретенная слепота обычно является следствием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний ЦНС (менингит, опухоль мозга, осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина, травматических повреждений мозга или глаз.
Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора.
Порядок обучения и воспитания детей со зрительными проблемами
В тех ситуациях, когда снижение остроты зрения не значительное, главное правильно и вовремя провести коррекцию – в таком случае к моменту начала сада или школы ситуация нормализуется, и отклонения никак не повлияют на процесс адаптации, обучения.
При значительных отклонениях зрительной функции обучение проводится по специальным программам. Успех процесса во многом зависит от грамотности подхода родителей, их желании найти контакт с ребенком, сделать обучение максимально продуманным, эффективным.
Поскольку у детей со значительными отклонениями зрения от нормы срабатывают компенсаторные механизмы восприятия информации, нужно больше внимания уделять тактильному контакту, слуху. Если вы понимаете, что ребенок плохо воспринимает предметы глазами, описывайте их ему – это поможет правильно познавать мир.
Школу, сад следует выбирать тщательно. Лучше отдавать ребенка в коррекционное учреждение, поскольку тут работают педагоги с соответствующим образованием, четко понимающие, как выстраивать процесс обучения и воспитывать детей с особенностями.
Младший возраст
Время от года до семи – самое сложное с точки зрения обучения, воспитания при наличии серьезных отклонений зрения. Основные жизненные функции активно формируются, усиливаются нагрузки на глаза, и ребенку нужна дополнительная поддержка.
Родители следят за состоянием малыша регулярно проходят плановые осмотры у офтальмолога – их частоту определяет врач. После трехлетнего возраста тесты проводятся с применением различных методик, наиболее часто применяется таблица Орловой с картинками, а не буквами.
Если есть нарушения, делается гимнастика, может врач порекомендовать аппаратное лечение.
Дошкольные учреждения
Дети дошкольного возраста, имеющиеся проблемы со зрением, отличаются от сверстников, их нужно отдавать в специализированный детский сад. Адаптация должна быть достаточно быстрой – воспитатель принимает активное участие в процессе социализации, ускоряя его. Игровая форма позволяет малышу хорошо освоиться в новом месте среди других детей.
До постоянного посещения сада ребенка с родителями приглашают на подготовительные консультации. Эти консультации нужны, чтобы убрать страх перед новым местом, настроить малыша на посещение садика. По возможности посетите несколько учреждений и выберите то, где ребенку развиваться будет проще.
Опытные воспитатели найдут подход к каждому малышу, сделают его пребывание в ДОУ комфортным, будут проводить специальные занятия, рассчитанные на слабовидящих детей. Затем педагоги проанализируют каждого ребенка, определят его сильные, слабые стороны, смогут работать над развитием талантов и решением психологических проблем.
Физическое воспитание при зрительных патологиях
Выраженные проблемы со зрением оказывают негативное влияние на физическую форму, координацию движений, чувство равновесия, выносливость, здоровье, силу. Поэтому физкультура проводится по специальным программам, которые дают детям уверенность в своих движениях, являются эффективными и щадящими одновременно. Рекомендовано использовать кегли, кубики, мячи, скакалки.
Частыми спутниками дефектов зрения являются нарушения осанки, сколиоз, асимметричное расположение разных частей тела. Программа занятий разрабатывается индивидуально с учетом типа, степени нарушений, возраста, состояния здоровья и физических возможностей. В специализированных учреждениях соответствующими вопросами занимаются профессиональные тренера, прошедшие соответствующее обучение.
За работу – с первых недель
Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.
Природа наградила человека помимо зрительных и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), тактильными (ощущения от прикосновения, ощупывания). Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.
С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.
Для стимуляции тактильных ощущений необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть – так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношение и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях – на животе, на спине или на боку.
Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый). Кроме того, необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам – свету и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флюоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения. Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки постукиванием по предмету.
Особенности образования
Дети с нарушениями зрительных функций учатся в специализированных дошкольных и школьных заведениях (об этом шла речь выше). Помимо стандартного обучения, в таких учреждениях проводят коррекцию зрительных, двигательных, познавательных и других функций ребенка.
Развитие детей с нарушением зрения происходит в школах-интернатах (касается слабовидящих и незрячих). Для восприятия учебного материала необходимо специальное оборудование и техника.
Понадобятся наглядные пособия, в которых изображения достаточно крупных размеров. Система специального образования включает в себя выполнение правил гигиены и норм для незрячих пациентов (все это описано в соответствующих документах).
Обучение этих детей происходит под строгим наблюдением окулиста, а степень нагрузки определяется исходя из основного заболевания. Программа обучения включает в себя обязательную физическую активность и т.д.
Многие дети после пребывания в таких школах считаются подготовленными к самостоятельному выбору профессии и жизни в социуме.