Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения


Статья на тему» Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения»

Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения

Воротынцева Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

высшая категория

Зрение – величайшая ценность любого человека. 80% информации об окружающем мире дает нам зрение. В мире 37 миллионов слепых, 124 миллиона людей с плохим зрением. В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих нарушения зрения.

Любые нарушения зрения неизбежно оказывают влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, обуславливают фрагментарность, искаженность восприятия предметов, замедленность и нечеткость их опознания. Дети с нарушением зрения плохо различают форму, размер, цвет предметов; верх и низ; правую и левую стороны; плохо ориентируются в пространстве и времени. Это создает определенные трудности в период школьного обучения.

Дети с нарушением зрения нуждаются в создании комфортных условий пребывания в образовательной среде. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей происходит не спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы, нивелирующей у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.

Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также на занятиях по социально – бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, по пространственной ориентировке, ритмике, логопедии.

Уроки, занятия, самостоятельная деятельность, режимные отрезки организуются с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Результаты деятельности ребенка рассматриваются только в индивидуальной динамике. Особенно это касается детей со сложной структурой дефекта. Такой подход обеспечивает положительные результаты развития каждого ребёнка.

К нам в школу в 2012-2013 учебном году пришел мальчик в коррекционный класс предшкольной подготовки. Диагноз ретинопатия недоношенных диструкция стекловидного тела (полная слепота). Мальчик активный, дружелюбный, хорошо разговаривал. Я столкнулась с такой проблемой, что совершенно не знала какие приемы и методы должна использовать.

Своеобразие программы по языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Программа предусматривает формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами. Так как научить читать его я не могла, предложила родителям обратиться в общество слепых, которое находится в нашем городе. Там Амир посещал занятия два раза в неделю и к концу года уже читал по слогам.

Развитие у слепых детей элементарных математических представлений необходимо проводить в следующих направлениях: 1) ориентировка в пространстве; 2) ориентировка во времени; 3) дифференциация предметов по форме и величине; 4) установление количества.

Давая понятия «далеко-близко» я использовала игру» «Где я?» ( разговаривала с мальчиком стоя рядом, затем отходила далеко, а он должен по звуку голоса определить, где я стою далеко или близко) В процессе обучения ориентировке в пространстве учила действиям и словам «вниз-вверх», «ближе-дальше», «справа-слева», «впереди-позади». Проводила обучение в процессе игры «Где спрятано?», начиная с малого пространства и постепенно расширяя его. Из картонки вырезала квадрат и широкую полоску. Для закрепления понятий давала различные задания: «Положи квадрат вверху (над полоской), внизу, сбоку, посередине». Во время игры побуждала рассказывать о своих действиях. При этом останавливала его, если он говорил скороговоркой, быстро или слишком медленно и монотонно, показывая, как следует говорить (нормальный темп, мягкий тембр голоса, выразительность).

Равенство и неравенство групп предметов учила так: дала Амиру три кубика и три кружочка, попросила расставить кубики в ряд на столе, затем на каждый кубик положить по кружочку. В ходе выполнения этого задания Амир убедился, что кубиков и кружочков равное количество. Порядковый счет закрепляла в игре следующего характера: надо расставить в ряд разные игрушки и сосчитать их («первый, второй, третий» и т.д.). Затем убирала одну из игрушек и просила сказать, какую по счету игрушку я убрала.

Изучаем геометрические фигуры

Художественная литература был любимым предметом у Амира. Он хорошо заучивал стихотворения, очень любил слушать сказки. На Новый год родители подарили ему МП 3 плеер записали на него сказки, и мальчик ежедневно слушал, а потом в классе рассказывал очень выразительно все сказки.

На уроках ИЗО у Амира были личные краски, цвет он выучил наизусть, потом порядку отсчитывал и брал цвет, который ему нужен. Ощущение теплоты, мягкости, ласковости, гладкости соотносил с мягкими красками розового, белого, нежно-зеленого, а жесткости, шершавости, твердости ─ с понятиями коричневого, черного и т. д. Чтобы сделать контур рисунка клеила манку, на ощупь мальчик определял, где можно красить.

Амир участвовал во всех классных мероприятиях, посещал вместе с классом театр.

В апреле месяце мальчик хорошо сдал экзамены в специальную школу-интернат для детей с нарушениями зрения в Караганде. Сейчас он обучается там . Амир хорошо ездит на велосипеде и ходит на плавание. Участвовал несколько раз в соревнованиях по плаванию. Еще хочет записаться на кружок по фортепиано.

Подвижные игры для детей с нарушением зрения

«Узнай фигуру»

Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.

Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.

Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).

Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.

Методические указания

· Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.

· «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».

· В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.

«Найди мячик»

Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).

Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.

Методические указания

· Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.

Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.

· Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.

· Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.

«Паровозик»

Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.

Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.

Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.

Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».

Методические указания

· Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.

· Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад.

· Смена движений происходит по команде ведущего.

«Попади в мишень»

Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

Игра проводится с группой из четырех и более детей.

Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.

Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.

Методические указания

· Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).

· Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка.

«Догони меня»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.

Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.

Инвентарь: площадка без препятствий размером 5×5 метров, колокольчик.

Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь на звук.

Методические указания

· Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребенка.

· Можно помогать ребенку указаниями, например: «немного правее, левее» и т.д.

«Горячий мяч»

Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.

Инвентарь: озвученный мяч.

Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.

Методические указания

· Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки.

Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).

· Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями

Упражнение для профилактики нарушений зрения

  1. «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
  2. Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  3. Глазами напишите цифры от 0 до 9.
  4. Глазами напишите свое имя и фамилия.
  5. Глазами напишите число, месяц и год рождения.
  6. Глазами нарисуй пружинки.
  7. Глазами нарисуйте 6 горизонтальных восьмёрок и 6 вертикальных восьмерок.
  8. Глазами нарисуйте 6 треугольников по часовой стрелке, затем 6 треугольников против часовой стрелки.
  9. Зажмурив левый глаз, правым напишите нечётные числа от 1 до 9. Зажмурив правый глаз, левым напишите четные числа от 2 до 10.

10. Нарисуйте глазами пружинку из 12 витков слева на право и наоборот.

11. Нарисуйте глазами геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем — против часовой стрелки.

Упражнение для активизации работы мышц глаза.

  1. Сядьте, расслабьте тело. Широко открывайте и закрывайте глаза с интервалом в 30 с. Повторите 5-6 раз.
  2. Вращайте глазами по кругу по 2-3 с. Повторите 3-4 раза.
  3. Быстро моргайте в течении 1-2 мин.
  4. Смотрите вдаль 30-40 с. Переведите взгляд на палец на расстоянии 25-30 см от глаза и смотрите 3-5 с. Повторите 3-5 раз.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко соответствующего глаза и подержите 1-2 с. Повторите 3-5 раз.
  6. Вытяните руки вперед, смотрите на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него взгляда. Повторите 3-4 раза.
  7. Отведите полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигайте игрушку справа на лево и следите за ней глазами, верните игрушку в исходное положение. Повторите 4-5 раз. Выполнение упражнение для левой руки.
  8. Поднимите глаза вверх. Опустите глаза. Поверните глаза в правую сторону. Поверните глаза в левую сторону. Повторите 3-4 раза.
  9. Поверните голову назад и постарайтесь увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполните упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.

10. Возьмите мяч в руку. Поднимите мяч перед глазами, широко откройте глаза, посмотрите на мяч. Опустите мяч. Поднесите мяч к носу. Отведите в исходное положение. Следите глазами за мячом. Повторите 4-5 раз.

11. Вытяните руки с мячом вперед. Раскачивайте руки влево, вправо и следите глазами за мечом. Повторите 5-8 раз.

Упражнения для восстановления зрения

1. Лягте на спину. Ноги согните в коленях. Изобразите «гусеничную» походку снизу вверх по направлению к голове. Оттолкнитесь пяткой одной ноги, затем другой. Включите спину, бедра, руки на затылок. Похлопайте веками, представьте, что это крылья бабочки. Продолжайте, начиная рисовать руками зеркально-симметрические узоры. Смотрите на руки, потом сквозь них.

  1. Встаньте, согните колени. Ладони заведите за уши, большие пальцы касаются нижней челюсти. Массируйте пальцами голову. Глаза широко открыты. Поднимите голову вверх. Потяните шею. Сморщите рот, имитируя рыбу. Посмотрите вокруг и сымитируйте разговор с другими рыбами, как будто вы находитесь в воде.
  2. Сядьте, расслабьте тело. Наклонитесь и обхватите ноги, держась за подушечки пальцев. Нажмите на большие пальцы, выдохните, расслабьте область таза. Поднимаясь, выдохните. Снова наклонитесь, нажимая теперь на пятки. Повторите несколько раз до полного расслабления тазовой области.
  3. Глубоко дышите, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмёрки вокруг предмета, на которой смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами.
  4. Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.

Сложите руки вместе перед лицом. Моргните и посмотрите на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторите в другую сторону. Отдохните. Затем моргайте и смотрите только на одну ладонь, затем на другую. Теперь глазами «копайте» пространство слева, потом справа, затем внизу

Особенности развития малышей с патологией зрения

Предметная деятельность способна сыграть огромную компенсаторную роль в развитии процессов восприятия и мышления у детей с нарушением зрения. Поэтому организовывать игровые занятия следует так, чтобы именно формирование предметной деятельности стало основой обучения. Специалистами разработано несколько наглядно — действенных методик.

В то же время нужно продолжать наблюдение и лечение у офтальмологов. На первом году жизни важно поддерживать постоянный тесный контакт с ребенком. Родители должны сконцентрировать усилия не только на игровых развивающих занятиях, но и на том, чтобы по возможности сохранить зрение малыша.

Ученые уверены, что правильно организованная регулярная программа тренировок поможет восставить зрение.

Количество связей между клетками мозга в течение первого года жизни продолжает расти. Поэтому зрительная информация может постепенно достичь высших ассоциативных зон. Тогда ребенок начинает осознавать свои зрительные возможности. Если это случится, малыш будет использовать зрение и обучаться по мере созревания межнейронных связей.

Поэтому родителям нельзя опускать руки и сдаваться. Нужно использовать любую доступную возможность сохранения и развития остатков зрения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: