Статья на тему» Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения»
Особенности познавательной деятельности у детей с нарушением зрения
Воротынцева Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
высшая категория
Зрение – величайшая ценность любого человека. 80% информации об окружающем мире дает нам зрение. В мире 37 миллионов слепых, 124 миллиона людей с плохим зрением. В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих нарушения зрения.
Любые нарушения зрения неизбежно оказывают влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, обуславливают фрагментарность, искаженность восприятия предметов, замедленность и нечеткость их опознания. Дети с нарушением зрения плохо различают форму, размер, цвет предметов; верх и низ; правую и левую стороны; плохо ориентируются в пространстве и времени. Это создает определенные трудности в период школьного обучения.
Дети с нарушением зрения нуждаются в создании комфортных условий пребывания в образовательной среде. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей происходит не спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы, нивелирующей у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.
Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также на занятиях по социально – бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, по пространственной ориентировке, ритмике, логопедии.
Уроки, занятия, самостоятельная деятельность, режимные отрезки организуются с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Результаты деятельности ребенка рассматриваются только в индивидуальной динамике. Особенно это касается детей со сложной структурой дефекта. Такой подход обеспечивает положительные результаты развития каждого ребёнка.
К нам в школу в 2012-2013 учебном году пришел мальчик в коррекционный класс предшкольной подготовки. Диагноз ретинопатия недоношенных диструкция стекловидного тела (полная слепота). Мальчик активный, дружелюбный, хорошо разговаривал. Я столкнулась с такой проблемой, что совершенно не знала какие приемы и методы должна использовать.
Своеобразие программы по языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Программа предусматривает формирование предметных представлений, уточняющих содержание слов, умение работать с рельефными грамматическими схемами, сюжетными рисунками и другими специальными дидактическими материалами. Так как научить читать его я не могла, предложила родителям обратиться в общество слепых, которое находится в нашем городе. Там Амир посещал занятия два раза в неделю и к концу года уже читал по слогам.
Развитие у слепых детей элементарных математических представлений необходимо проводить в следующих направлениях: 1) ориентировка в пространстве; 2) ориентировка во времени; 3) дифференциация предметов по форме и величине; 4) установление количества.
Давая понятия «далеко-близко» я использовала игру» «Где я?» ( разговаривала с мальчиком стоя рядом, затем отходила далеко, а он должен по звуку голоса определить, где я стою далеко или близко) В процессе обучения ориентировке в пространстве учила действиям и словам «вниз-вверх», «ближе-дальше», «справа-слева», «впереди-позади». Проводила обучение в процессе игры «Где спрятано?», начиная с малого пространства и постепенно расширяя его. Из картонки вырезала квадрат и широкую полоску. Для закрепления понятий давала различные задания: «Положи квадрат вверху (над полоской), внизу, сбоку, посередине». Во время игры побуждала рассказывать о своих действиях. При этом останавливала его, если он говорил скороговоркой, быстро или слишком медленно и монотонно, показывая, как следует говорить (нормальный темп, мягкий тембр голоса, выразительность).
Равенство и неравенство групп предметов учила так: дала Амиру три кубика и три кружочка, попросила расставить кубики в ряд на столе, затем на каждый кубик положить по кружочку. В ходе выполнения этого задания Амир убедился, что кубиков и кружочков равное количество. Порядковый счет закрепляла в игре следующего характера: надо расставить в ряд разные игрушки и сосчитать их («первый, второй, третий» и т.д.). Затем убирала одну из игрушек и просила сказать, какую по счету игрушку я убрала.
Изучаем геометрические фигуры
Художественная литература был любимым предметом у Амира. Он хорошо заучивал стихотворения, очень любил слушать сказки. На Новый год родители подарили ему МП 3 плеер записали на него сказки, и мальчик ежедневно слушал, а потом в классе рассказывал очень выразительно все сказки.
На уроках ИЗО у Амира были личные краски, цвет он выучил наизусть, потом порядку отсчитывал и брал цвет, который ему нужен. Ощущение теплоты, мягкости, ласковости, гладкости соотносил с мягкими красками розового, белого, нежно-зеленого, а жесткости, шершавости, твердости ─ с понятиями коричневого, черного и т. д. Чтобы сделать контур рисунка клеила манку, на ощупь мальчик определял, где можно красить.
Амир участвовал во всех классных мероприятиях, посещал вместе с классом театр.
В апреле месяце мальчик хорошо сдал экзамены в специальную школу-интернат для детей с нарушениями зрения в Караганде. Сейчас он обучается там . Амир хорошо ездит на велосипеде и ходит на плавание. Участвовал несколько раз в соревнованиях по плаванию. Еще хочет записаться на кружок по фортепиано.
Подвижные игры для детей с нарушением зрения
«Узнай фигуру»
Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы и названия геометрических фигур.
Игра проводится вдвоем: взрослый (вожатый, педагог, мама) и ребенок.
Инвентарь: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.) двух размеров (диаметром 25—30 и 3—4 сантиметра).
Инструкция. Большие фигуры выкладываются на полу, маленькие выдаются по одной в руки ребенку или надеваются ему на запястье в виде часиков. Сначала ребенок рассматривает и ощупывает маленькую фигуру на руке, затем идет искать такую же большую фигуру среди лежащих на полу. Найдя нужную, встает на нее и произносит название фигуры. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не найдет все фигуры.
Методические указания
· Фигуры вырезаются из картона или коврового покрытия с шероховатой поверхностью.
· «Часики» вырезаются из картона, в них проделываются два отверстия, через которые продевается резинка-«браслет».
· В игре могут принимать участие и здоровые дети, в таком случае им завязывают глаза. Игра проводится на время: кто соберет больше фигур и правильно их назовет. Могут быть предложены и варианты усложнения.
«Найди мячик»
Цель: развитие способности ориентироваться на локализованный звук без посторонней помощи.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь: озвученный мяч (с бубенчиком внутри).
Инструкция. Ведущий прячет мяч или прячется вместе с мячом. После того как мячик спрятан, ребенок отправляется на его поиски.
Методические указания
· Мяч может быть фабричного производства со вшитым внутрь бубенчиком либо изготовлен своими руками из ткани и бубенчика.
Пока мячик прячут, ребенок стоит, закрыв уши, чтобы не слышать звука мяча и шагов ведущего, потом ведущий открывает ребенку уши.
· Игра проводится до четырех раз: при локализации звука справа, слева, спереди и сзади.
· Во время поисков у ребенка на пути не должно быть препятствий.
«Паровозик»
Цель: развитие внимания, координации движений, умения обращаться с предметом, освоение симметричных и асимметричных движений.
Игра проводится с группой детей из 5—6 человек.
Инвентарь: две гимнастические палки или гладкие рейки.
Инструкция. Все участники выстраиваются в колонну, хватом сверху берут рейки в правую и левую руки. Впереди и/или сзади встает ведущий. По команде начинаются синхронные движения руками вверх-вниз, вперед-назад, обеими руками или порознь. Во время движений дети имитируют звук паровоза «чух-чух-чух».
Методические указания
· Игра может проводиться в положении сидя на гимнастической скамейке.
· Если игра проводится в положении стоя, продвигаться следует вперед или назад.
· Смена движений происходит по команде ведущего.
«Попади в мишень»
Цель: развитие слуховой памяти и меткости.
Игра проводится с группой из четырех и более детей.
Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.
Инструкция. Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздается звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.
Методические указания
· Мишень можно изготовить, выпилив круг из куска фанеры и прикрепив бубен с тыльной стороны при помощи гвоздя или других подручных материалов (липкой ленты, пластыря).
· Высота, на которой помещается мишень, должна соответствовать уровню глаз ребенка.
«Догони меня»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве на движущийся звук.
Игра проводится вдвоем: взрослый и ребенок.
Инвентарь: площадка без препятствий размером 5×5 метров, колокольчик.
Инструкция. Взрослый берет на себя роль ведущего. С помощью колокольчика, озвученного мяча или бубна он издает постоянный звук и убегает от ребенка, а тот в свою очередь догоняет ведущего, ориентируясь на звук.
Методические указания
· Темп игры медленный, ведущий скорее уходит, чем убегает от ребенка.
· Можно помогать ребенку указаниями, например: «немного правее, левее» и т.д.
«Горячий мяч»
Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.
Игра проводится с группой детей (около 10 человек) как с патологией зрения, так и без зрительных нарушений.
Инвентарь: озвученный мяч.
Инструкция. Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одного из игроков. По команде ведущего мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.
Методические указания
· Если в игре принимают участие слабовидящие или здоровые дети, при построении игроков в круг незрячего ребенка следует поставить рядом со слабовидящим или здоровым, объяснив им, что незрячему участнику игры мяч нужно давать прямо в руки.
Незрячему ребенку необходимо объяснять, как держать руки наготове (ладонями вверх, мизинцы касаются друг друга, ладони раскрыты, локти прижаты к туловищу).
· Уронивший мяч выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не останутся двое, которые и становятся победителями
Упражнение для профилактики нарушений зрения
- «Стрельба глазами» вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
- Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
- Глазами напишите цифры от 0 до 9.
- Глазами напишите свое имя и фамилия.
- Глазами напишите число, месяц и год рождения.
- Глазами нарисуй пружинки.
- Глазами нарисуйте 6 горизонтальных восьмёрок и 6 вертикальных восьмерок.
- Глазами нарисуйте 6 треугольников по часовой стрелке, затем 6 треугольников против часовой стрелки.
- Зажмурив левый глаз, правым напишите нечётные числа от 1 до 9. Зажмурив правый глаз, левым напишите четные числа от 2 до 10.
10. Нарисуйте глазами пружинку из 12 витков слева на право и наоборот.
11. Нарисуйте глазами геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем — против часовой стрелки.
Упражнение для активизации работы мышц глаза.
- Сядьте, расслабьте тело. Широко открывайте и закрывайте глаза с интервалом в 30 с. Повторите 5-6 раз.
- Вращайте глазами по кругу по 2-3 с. Повторите 3-4 раза.
- Быстро моргайте в течении 1-2 мин.
- Смотрите вдаль 30-40 с. Переведите взгляд на палец на расстоянии 25-30 см от глаза и смотрите 3-5 с. Повторите 3-5 раз.
- Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко соответствующего глаза и подержите 1-2 с. Повторите 3-5 раз.
- Вытяните руки вперед, смотрите на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближайте палец, не сводя с него взгляда. Повторите 3-4 раза.
- Отведите полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону. Медленно передвигайте игрушку справа на лево и следите за ней глазами, верните игрушку в исходное положение. Повторите 4-5 раз. Выполнение упражнение для левой руки.
- Поднимите глаза вверх. Опустите глаза. Поверните глаза в правую сторону. Поверните глаза в левую сторону. Повторите 3-4 раза.
- Поверните голову назад и постарайтесь увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполните упражнение 2-3 раза для правой и для левой стороны.
10. Возьмите мяч в руку. Поднимите мяч перед глазами, широко откройте глаза, посмотрите на мяч. Опустите мяч. Поднесите мяч к носу. Отведите в исходное положение. Следите глазами за мячом. Повторите 4-5 раз.
11. Вытяните руки с мячом вперед. Раскачивайте руки влево, вправо и следите глазами за мечом. Повторите 5-8 раз.
Упражнения для восстановления зрения
1. Лягте на спину. Ноги согните в коленях. Изобразите «гусеничную» походку снизу вверх по направлению к голове. Оттолкнитесь пяткой одной ноги, затем другой. Включите спину, бедра, руки на затылок. Похлопайте веками, представьте, что это крылья бабочки. Продолжайте, начиная рисовать руками зеркально-симметрические узоры. Смотрите на руки, потом сквозь них.
- Встаньте, согните колени. Ладони заведите за уши, большие пальцы касаются нижней челюсти. Массируйте пальцами голову. Глаза широко открыты. Поднимите голову вверх. Потяните шею. Сморщите рот, имитируя рыбу. Посмотрите вокруг и сымитируйте разговор с другими рыбами, как будто вы находитесь в воде.
- Сядьте, расслабьте тело. Наклонитесь и обхватите ноги, держась за подушечки пальцев. Нажмите на большие пальцы, выдохните, расслабьте область таза. Поднимаясь, выдохните. Снова наклонитесь, нажимая теперь на пятки. Повторите несколько раз до полного расслабления тазовой области.
- Глубоко дышите, смотрите вдаль. Носом рисуйте горизонтальные, вертикальные и диагональные восьмёрки вокруг предмета, на которой смотрите. Проделайте упражнение с несколькими предметами.
- Закройте глаза и вообразите, что на них светит солнце. Поморгайте глазами так, как будто ловите солнечный свет. Возьмите солнечный луч и посмотрите на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливами цветов. Теперь представьте темноту и расслабьтесь.
Сложите руки вместе перед лицом. Моргните и посмотрите на ладони. Пусть глаза несколько раз «обойдут» руки. Повторите в другую сторону. Отдохните. Затем моргайте и смотрите только на одну ладонь, затем на другую. Теперь глазами «копайте» пространство слева, потом справа, затем внизу
Особенности развития малышей с патологией зрения
Предметная деятельность способна сыграть огромную компенсаторную роль в развитии процессов восприятия и мышления у детей с нарушением зрения. Поэтому организовывать игровые занятия следует так, чтобы именно формирование предметной деятельности стало основой обучения. Специалистами разработано несколько наглядно — действенных методик.
В то же время нужно продолжать наблюдение и лечение у офтальмологов. На первом году жизни важно поддерживать постоянный тесный контакт с ребенком. Родители должны сконцентрировать усилия не только на игровых развивающих занятиях, но и на том, чтобы по возможности сохранить зрение малыша.
Ученые уверены, что правильно организованная регулярная программа тренировок поможет восставить зрение.
Количество связей между клетками мозга в течение первого года жизни продолжает расти. Поэтому зрительная информация может постепенно достичь высших ассоциативных зон. Тогда ребенок начинает осознавать свои зрительные возможности. Если это случится, малыш будет использовать зрение и обучаться по мере созревания межнейронных связей.
Поэтому родителям нельзя опускать руки и сдаваться. Нужно использовать любую доступную возможность сохранения и развития остатков зрения.