Определение зрения
Человек наделён природой пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир.
Зрение – это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.
Для того чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются коре головного мозга, в участок, отвечающий за их обработку и формирование определённого образа. В этом сложном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга. Если в каком-либо из этих элементов возникнет функциональный сбой, это вызывает ухудшение зрения. Повреждения разных структур проявляются различными нарушениями.
Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Нарушение зрения частично или полностью лишает его такой возможности. Слабовидящие люди в наше время – это не редкость.
Нарушение функций зрения
Виды нарушений зрения
Посредством глаз человек воспринимает почти 90% информации, поступающей извне. Поэтому полная или частичная потеря зрения значительно снижает уровень жизни и является опасным фактором в плане бытовых травм и ДТП. Однако известно, что заболеваниями глаз страдают почти три миллиарда человек по всему земному шару. И только один миллиард прибегает к лечению или коррекции различных патологий. Все множество видов нарушения зрения можно разделить на две основные группы: нарушения функционального характера и органические нарушения.
Органические нарушения характеризуются структурными изменениями в различных тканях глаза и зачастую сопровождаются нарушениями функций глаза. К таким изменениям можно отнести конъюктивит, катаракту, блефарит, атрофию зрительного нерва, опухолевые поражения глазного яблока и др. А функциональные нарушения представляют собой изменения хода световых лучей, с помощью которых формируется изображение на сетчатке глаза. Другими словами, функциональные нарушения – это, в первую очередь, патология аккомодации и рефракции (дальнозоркость, близорукость, астигматизм, амблиопия, или косоглазие).
Классификация видов нарушений зрения
1. Нарушения рефракции – это снижение способности глаза четко рассматривать объекты, удаленные от него на определенном расстоянии.
2. Расстройство аккомодации – это нарушение, которое сопровождается неспособностью четко рассматривать предметы, расположенные на различном расстоянии от глаз (дальнозоркость или пребиопсия).
3. Расстройство бокового, или периферического зрения – это изменения, при котором теряется способность четко рассматривать движущиеся предметы или предметы, расположенные по обе стороны от глазных яблок.
4. Снижение адаптации глаз. Характеризуется, например, снижением или утратой способности приспосабливаться к различному уровню освещенности.
5. Нарушения сумеречного зрения, или куриная слепота. Характеризуется неспособностью видеть в сумерках или затемненном помещении вследствие нарушения функции специальных клеток сетчатки — палочек.
Одно из самых распространенных нарушений зрения – близорукость. Заболевания появляется в том случае, если длина глазного яблока чуть больше обычной длины, поэтому световые лучи фокусируются перед сетчаткой. Данную патологию считают функциональным нарушением, так как никаких органических патологий или аномалий в глазном яблоке не наблюдается.
Нарушения зрения
Что такое нарушения зрения?
Для того, чтобы видеть, мы должны ощущать оптические раздражители и перерабатывать их в нервные импульсы. Оптические импульсы проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. В этом процессе участвуют глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, состоящая из роговицы, хрусталика, радужки и стекловидного тела, и ее чувствителельные клетки, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга. Если в перечисленных структурах возникают дефекты, то это ведет к ухудшению зрения. в том числе, цветового и переферического, а иногда и к слепоте.
Нарушения остроты зрения
Наиболее распространенные причины ухудшения остроты зрения и появления «пелены перед глазами» — изменения глазного яблока или зрительного аппарата. Например, у близоруких людей глазное яблоко имеет не округлую форму, а продолговатую; у дальнозорких — уплощенную. Хрусталик теряет способность фокусировать изображение, в результате чего изображение формируется перед сетчаткой (у близоруких) либо позади нее (у дальнозорких). Коррекция этих пороков рефракции осуществляется с помощью ношения очков и контактных линз. В мире уже более десяти лет эксимерным лазером проводятся операции по коррекции близорукости. У новорожденных дальнозоркость является нормой. Острота зрения может ухудшиться и при нарушении функций головного мозга. Например, во время приступов мигрени ухудшается зрение. Нередко острота зрения снижается вследствие травмы головного мозга, а особенно при употреблении веществ, действующих на центральную нервную систему, например, алкоголя или наркотиков. Иногда нарушения зрения проявляются при недостаточности кровоснабжения головного мозга, например, если человек долго ничего не ел, и это привело к резкому снижению содержания глюкозы в крови. Такие нарушения зрения после приема пищи быстро исчезают.
Световые вспышки, сужение поля зрения
Если закрыв глаза, человек видит световые вспышки, «звездочки» или полосы, то он должен срочно обратиться к окулисту. Эти симптомы позволяют предположить отслойку сетчатки. Обратиться к врачу также необходимо при сужении границ поля зрения одного или обоих глаз, возникновении темного пятна в центре поля зрения.
«Пелена перед глазами»
В результате естественного процесса старения происходит помутнение хрусталика глаза и стекловидного тела. Предотвратить этот процесс практически невозможно. Иногда помутнение хрусталика отмечается при болезнях обмена веществ (например, при сахарном диабете), инфекции (желтухе), катаракте.
Цветовая слепота
Существует много разных форм цветовой слепоты. Иногда человек вообще не различает цвета и видит все в черно-белом цвете. Иногда цветовая слепота бывает частичной, т.е. распространяется на отдельные цвета. Как правило, это врожденное нарушение зрения, но оно может возникнуть и вследствие отслойки сетчатки, нарушения функции зрительного нерва.
Ночная слепота
Специфическим нарушением зрения является ночная слепота (никталопия). Палочки сетчатки перестают функционировать, и человек утрачивает способность видеть в темноте. Эта болезнь обычно передается по наследству, хотя иногда она развивается у пожилых людей.
В каких случаях следует обращаться к окулисту?
Нарушение зрения следует расценивать как симптом опасной болезни и срочно обратиться к окулисту. Своевременная помощь врача особенно важна при отслойке сетчатки или травме глаза. В противном случае возможны серьезные нарушения зрения. слепота.
Врач очень внимательно осмотрит глаза с помощью щелевой лампы, офтальмоскопа или микроскопа. В некоторых случаях он исследует поле зрения, измеряет глазное давление. Все эти исследования не опасны и безболезненны. Иногда в глаза закапывают расширяющее зрачки лекарство. Это позволяет врачу лучше осмотреть глазное дно. После этой процедуры в течение нескольких часов запрещается водить машину, читать и писать.
Если Вы носите очки, то должны хотя бы один раз в год посещать окулиста и проверять остроту зрения. Ношение плохо подобранных очков может еще больше ухудшить зрение. Нередко возникают головные боли и др. недомогания.
Дополнительно статьи на данную тему:
Виды нарушений зрения
Глаза человека принимают до 90% поступающей извне информации, поэтому полная или частичная утрата зрения очень сильно ухудшает уровень жизни человека и способствует возникновению высокого риска бытовых травм и ДТП. Известно, что от заболеваний глаз страдает несколько миллиардов людей, и только одному миллиарду приходится прибегать к серьезному лечению или хирургическому вмешательству.
Выделяют несколько видов нарушений зрения. Их можно разделить на две большие категории – органические нарушения и функциональные нарушения.
Органические и функциональные нарушения зрения
При органических нарушениях возникают структурные изменения в тканях глаза, сопровождающиеся ухудшением зрения. К болезням, вызывающим такие изменения, относят блефарит. конъюнктивит. катаракту. опухолевые заболевания глаза, атрофию зрительного нерва.
При функциональных нарушениях происходит изменение хода световых лучей, которые формируют изображение на сетчатке, поэтому такие нарушения в первую очередь представляют собой патологии рефракции и аккомодации, а именно: близорукость. дальнозоркость. астигматизм. косоглазие и т.п.
Виды функциональных нарушений
Глаза человека, у которого диагностировали нарушение рефракции, не способны четко рассматривать находящиеся в отдалении предметы. Рефракционные нарушения являются одной из самых частых патологий зрения. Некоторые специалисты утверждают, что сегодня около 30% людей имеют нарушения рефракции. К данной патологии относят близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
Нарушение аккомодации подразумевает четко рассматривать предметы, расположенные на разном расстоянии.
У некоторых людей сегодня также диагностируют расстройства периферического, или бокового зрения. В этом случае теряется способность рассматривать предметы, которые находятся по обе стороны от глаз.
Снижение адаптации сопровождается снижением или потерей способности адаптироваться к различной степени освещенности помещения.
При куриной слепоте человек перестает нормально видеть в темноте из-за нарушения функций палочек – клеток сетчатки, чувствительных к свету.
Чаще всего у людей диагностируют близорукость. Эта патология является функциональным нарушением, поскольку никаких органических аномалий или патологий глаза при ней не выявляют.
Нарушение зрения
Причины нарушения зрения
Перед тем как рассказать о лечении ухудшения зрения, необходимо перечислить возможные причины, по которым чаще всего происходит данная проблема.
- Постоянное сильное напряжение глаз
На первое место мы поставим именно эту причину, так как она на сегодняшний день является самой распространённой. В данном случае на клетки сетчатки глаза негативное воздействие оказывают слишком яркий свет, либо же наоборот – слишком тусклое освещение.Чаще всего это происходит в результате длительного пребывания за компьютером, при очень ярком освещении монитора, особенно когда в комнате отсутствует или приглушён свет. Что касается ситуаций, когда причиной данного напряжения является приглушённый свет, то тут можно привести в пример чтение книг в общественном транспорте при слабом освещении.
- Ослабление мышц хрусталика
Не реже встречается ситуация, когда ухудшение зрения вызвано ослаблением мышц хрусталика. Так называемая фокусировка изображения происходит благодаря изменениям кривизны хрусталика. В зависимости от расстояния до объекта, ресничные мышцы управляют выпуклостью данного кристаллика, для фокусировки изображения. В результате того, что человек часто смотрит на предметы на одном и том же расстоянии, управляющие кривизной хрусталика мышцы могут стать слабыми и вялыми, в результате чего возникают проблемы со зрением.Опять-таки, в большинстве случаев данную проблему вызывает длительное пребывание за компьютером, в частности из-за того, что человек постоянно на одном и том же расстоянии смотрит на монитор. Сюда также можно и причислить просмотр телевизора, чтение книг и т.п.
- Сухость слизистой оболочки глаза
Ещё одной причиной, по которой может происходить ухудшение зрения, это сухость слизистой оболочки глаза. В результате того, что оболочка находится в сухом состоянии, это негативно сказывается на ясности зрения.Пересыхание оболочки глаз вызвано тем, что мы очень редко моргаем, а именно с морганием происходит увлажнение и очищение оболочки глаз. Чаще всего это возникает в тех случаях, когда наш взгляд длительное время сосредоточен на определённый предмет: книгу, мобильный телефон и планшет, телевизор, монитор и т.п.
- Ухудшение кровообращения
Сетчатка глаза это поистине удивительная часть глаза, которая играет одну из главных ролей в нашем зрении. Наряду с такой «функциональностью» сетчатка глаза является очень чувствительной, особенно её работа зависит от правильного кровообращения. При малейших нарушениях кровотока, она сразу же реагирует на это ухудшением зрения.В данном случае причиной ухудшения кровообращения являются внутренние причины организма, которые необходимо выявлять с помощью обследования и сдачи анализов.
- Старение сетчатки глаза
Привести к ухудшению зрения может и обыкновенное старение сетчатки глаза. В клетках сетчатки глаза содержится определённый светочувствительный пигмент, благодаря которому мы собственно и видим. С течением времени данный пигмент подвержен разрушению, в результате чего происходит ухудшение зрения. Причина этого – банальное старение. - Различные заболевания
Вызвать ухудшение зрения могут иные различные заболевания, особенно вирусного происхождения. - Вы начинаете плохо видеть
Первый признак ухудшения зрения – вы начинаете хуже видеть. Если раньше определённые предметы вы могли видеть хорошо и отчётливо, то сейчас вы не можете на них сфокусировать взгляд, и вы видите их расплывчато. Причём важно заменить, какие именно предметы вы стали хуже видеть: те, которые находятся вблизи, вдали или вы плохо видите все предметы вне зависимости от их расстояния. - Частичное ухудшение зрения
В данном случае имеется в виду ситуация при ухудшении видимости, когда вы смотрите в определённую сторону. То есть, например вы хорошо видите прямо, но плохо видите, отводя глаза в сторону. Также сюда можно отнести ситуацию, когда вы плохо видите при определённом свете. - Боль в глазах
И ещё один симптом, который бы мы хотели здесь упомянуть — это боль в глазах, когда например она возникает, если вы смотрите на яркий свет, или же долго смотрите на что-либо и у вас устают глаза. - Обратитесь к врачу
В первую очередь при малейших подозрениях на ухудшение зрения – необходимо обратиться к врачу-окулисту. Врач выслушает ваши жалобы на зрение, после чего проверит его и произведёт осмотр глаз. Если у врача есть свой медицинский кабинет, то с помощью специальной компьютерной диагностики он сможет более детально изучить зрение и собственно сами глаза. - Дайте отдохнуть глазам
Вне зависимости от того, какой диагноз поставил врач, тем не менее, вы обратились к нему из-за проблем со зрением, и возможной болью, которую вы испытывали в своих глазах. Именно поэтому рекомендуем на некоторое время дать глазам отдохнуть и не нагружать их. Особенно это просто необходимо сделать, если врач диагностировал проблемы со зрением.Чтобы дать глазам отдохнуть — исключите, а при невозможности сократите до минимума, работу за компьютером и просмотр телевизора. Именно эти 2 занятия самым активным образом негативно сказываются на зрении. Вместо этого послушайте музыку или радио на музыкальном центре, либо же слушайте аудиокниги – кому что интереснее. Чтобы отвлечься — можно пойти прогуляться на улице, либо же сходить с друзьями в кафе. Дома, вместо просмотра телевизора можно заняться домашними делами: генеральной уборкой, перестановкой, ревизией старых вещей, стиркой и т.п.
- Делайте зарядки для зрения и глаз
Для того чтобы не дать ухудшится зрению и чтобы способствовать его восстановлению — необходимо производить специальную зарядку 3 раза в день. Зарядка включает в себя несколько простых упражнений, которые несложно выполнить.Первое упражнение заключается в переключении зрения: с ближнего на дальнее. Для этого возьмите ручку и станьте возле окна. Держите ручку перед собой и поочерёдно переводите взгляд: сначала посмотрите на ручку, затем посмотрите вдаль в окно, на какое-то здание или дерево.
Второе упражнение называется «маятник», оно заключается в том, что нужно перемещать ручку перед собой, которая должна находиться на расстоянии 30-50 сантиметров, и фокусировать на ней своё зрение. Сначала зафиксируйте ручку прямо перед собой, затем отведите её влево – сфокусируйте зрение, затем отведите в исходное положение – и опять сфокусируйте зрение, после чего отведите вправо — и опять сфокусируйте своё зрение на ручке. Это два простых упражнения, которые помогают глазам при проблемах со зрением. Общая продолжительность каждого упражнения должна быть порядка 5-7 минут.
- Принимайте лекарства, назначенные врачом
При посещении врача, возможно, что он назначит какие-то лекарственные препараты: капли для глаз, витаминные препараты, а в определённых случаях может порекомендовать дополнить свой рацион какими-то продуктами. Соблюдайте данные им рекомендации и ни в коем случае не занимайтесь самолечением, которое может быть попросту не эффективным, а в отдельных случаях – пагубным. - Ведите здоровый образ жизни
Как ни странно, но, тем не менее, здоровый образ жизни положительно скажется на вашем зрении. Здоровый образ жизни заключается в целом ряде мер, которые нужно соблюдать не только при ухудшении зрения, а вообще по жизни. - Делайте перерывы в работе
Как вы могли заметить, одной из самых главных проблем ухудшения зрения является компьютер и телевизор. Именно поэтому при продолжительной работе за компьютером и при длительном просмотре телевизора — очень важно делать перерывы через каждые 2 часа. Такие перерывы должны продолжаться 15-20 минут. В это время можно как сделать зарядку для глаз, так и просто посмотреть в окно, чтобы переключиться на дальнее зрение. Также можно просто полежать с закрытыми глазами. А вообще – лучше всего стараться как можно меньше времени проводить за компьютером и телевизором. - Делайте зарядку для глаз
Чуть выше в нашей статье мы более подробно рассказали о пользе гимнастики для глаз и привели пример нескольких упражнений. Производите данные упражнения 3 раза в день и ваши глаза скажут вам спасибо. - Очень важен полноценный сон
Ваш сон должен длиться порядка 6-8 часов, это поможет отдохнуть глазам, особенно после сильного перенапряжения. - Используйте специальные защитные средства
Если ваша работа связана с компьютером или вы просто проводите за ним много времени, то рекомендуем приобрести специальные защитные очки, которые защищают глаза при работе за компьютером. - Принимайте витамины для зрения
За зрение отвечает определённое количество витаминов, которые содержаться в организме, их баланс должен всегда находиться в норме. На сегодняшний день есть специальные витаминные комплексы, которые включают в себя все необходимые для зрения витамины. Приём данных витаминов снижает риски ухудшения зрения. - Диагностика нарушения зрения
Вот, собственно и все причины, по которым происходит ухудшение зрения. Далее мы расскажем о симптомах ухудшения зрения.
Симптомы нарушения зрения
Чтобы начать подозревать у себя ухудшение зрения — стоит ознакомиться с симптомами, которые символизируют о наличии данной проблемы.
Что делать если ухудшается зрение?
Если вы заметили, что у вас ухудшается зрение – необходимо срочно применить все возможные меры, чтобы это остановить и не дать зрению ухудшаться дальше. Наряду с этим нужно произвести комплекс лечебных действий, которые помогут восстановить ухудшенное зрение. Давайте же рассмотрим лечение ухудшения зрения более подробно.
Для хорошего зрения необходим здоровый сон, чтобы глаза могли в полной мере отдохнуть и расслабиться от постоянного напряжения. Важно при этом придерживаться режима дня, чтобы не сидеть ночами напролёт в унисон за компьютером. Придерживайтесь правильного и сбалансированного питания, которое будет богато всеми необходимыми для здоровья, в том числе и зрения, витаминами. Наряду с правильным питанием употребляйте фрукты и витаминные препараты, которые отвечают за зрение, это в свою очередь витамины: А, В2, С, Е, а также цинк, лютеин, ликопин и бета-каротин. Напоследок настоятельно рекомендуем завязать с вредными привычками: с алкоголем и курением.
Профилактика ухудшения зрения
Как остановить ухудшение зрения? К сожалению, многие из нас задумываются о профилактике ухудшения зрения достаточно поздно, когда оно взяло тенденцию на ухудшение. Тем не менее, данные ниже рекомендации помогут остановить проблему, а в случае если у вас со зрением всё в порядке – предупредить данную проблему.
Берегите своё зрение, и старайтесь предупредить его ухудшение, так как его очень сложно восстановить!
Источники: https://www.budemzdorovy.org, https://doktorland.ru, https://comp-doctor.ru, https://domadoktor.ru/179-narushenie-zreniya.html
Следующая:
Комментариев пока нет!
Виды нарушений
Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.
Близорукость
При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов. Наиболее часто близорукость выявляется у взрослых людей, проводящих много времени за компьютером, и у детей школьного возраста, поскольку в это время нагрузка на глаза увеличивается в несколько раз. Данное нарушение корректируется очками и линзами, а также путём хирургического вмешательства.
Незначительное ухудшение зрения можно исправить с помощью специальных зрительных упражнений.
Дальнозоркость(гиперметропия)
Дальнозоркость вызывается нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. При дальнозоркости средней и высокой степени изображение будет нечётким как вблизи, так и вдали. Данное нарушение часто возникает в детском возрасте, но не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребёнка патология проходит самостоятельно, однако процесс нужно контролировать, регулярно посещая окулиста.
Астигматизм
При астигматизме поверхность глазного яблока приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет абсолютно круглую поверхность. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми.
Астигматизм часто развивается в детстве, как правило, одновременно с дальнозоркостью или близорукостью. При отсутствии коррекции это нарушение может спровоцировать резкое ослабление остроты зрения, а также вызвать косоглазие.
Косоглазие (страбизм)
Косоглазие – это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации, из-за чего становится невозможным слияние двух изображений в одном. Косоглазие возникает из-за понижения остроты зрения одного или обоих глаз либо вследствие нарушения рефракции и аккомодации.
Лечение косоглазия у взрослых описано тут.
Амблиопия
В народе это нарушение называют «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или обусловлено врождёнными аномалиями одного из них, а также является следствием невылеченного косоглазия. В результате в мозг передаётся нечёткое изображение, и он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения.
Ребенок с аблиопией
Если не лечить амблиопию, острота зрения будет ухудшаться.
Особенности нарушения зрения
Близорукость и дальнозоркость
Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие — плохо, а дальнозоркие (гиперметропы), наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.
У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения, отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.
У дальнозорких глаза, наоборот, отличаются слабой преломляющей силой или недостаточными размерами по передне-задней оси. Лучи света от далеких и близких предметов в таком глазе преломляются меньше, чем нужно, и четкого изображения на сетчатке не получается, так как фокус оказывается за сетчаткой глаза. Эти изменения условий фокусировки изображения в глазе, называемые рефракционными.
Дальнозорким и близоруким людям зрение улучшают при помощи очков. Установленное перед дальнозорким глазом выпуклое стекло увеличивает преломляющую силу глаза, фокус световых лучей переводится точно на сетчатку, и глаз работает с меньшим напряжением. Вогнутое стекло, помещенное перед близоруким глазом, уменьшает его преломляющую силу, лучи от далеких предметов сходятся в желтом пятне — зрение вдаль улучшается. Использование очков, однако, неизбежно приводит к ослаблению внутренних мышц глаза, в связи, с чем со временем очки приходится менять на более сильные.
Аккомодация
Способность глаза к аккомодации исследуют с помощью, так называемой глазной эргографии, позволяющей точно определить степень зрительного утомления. Эргография также оказалась ценным методом выявления расстройств динамической рефракции глаза у близоруких детей и подростков, с ее помощью оценивают зрение лиц, занятых на тонких и точных производственных операциях.
Аккомодация глаза — важнейший регулятор функции зрения. С возрастом ее степень постепенно падает, ибо сам хрусталик становится менее эластичным. Возникает явление, называемое пресбиопией, или старческой дальнозоркостью. В связи с ослаблением аккомодации человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц) или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами.
Астигматизм
Астигматизм — искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление или отражение лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие, изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом.
По степени нарушений
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.
Выделяют несколько групп людей с нарушением зрения:
- Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение, а также сохранившие способность к светоощущению.
- Тотально слепые – лица с полным отсутствием зрительных ощущений.
- Частично слепые – люди, имеющие только светоощущения.
- Слабовидящие – лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
В зависимости от времени появления дефекта выделяют 2 категории слепых:
- Слепорождённые – люди с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3 лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.
- Ослепшие – люди, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Пресбиопия
Нормальное функционирование зрительного аппарата нарушается по причине старения хрусталика. Глаза теряют способность рассматривать объекты на различном расстоянии. Это нарушение встречается чаще всего у пациентов в возрасте 40-50 лет. Механизм развития патологического процесса довольно простой. Ядро хрусталика становится более плотным, теряет прозрачность, ухудшается его способность правильно преломлять световые лучи.
Симптомы пресбиопии:
- болезненные ощущения в глазных яблоках;
- головная боль;
- повышенная утомляемость глаз;
- светобоязнь лёгкой степени;
- слезотечение;
- расплывчатая картинка;
- ухудшение остроты зрения.
Профилактика нарушения заключается в том, чтобы дозировать зрительные нагрузки, ответственно относится к вопросу выбора осветительных приборов, регулярно выполнять упражнения для глаз. Немаловажный фактор – сбалансированный рацион. В меню должны присутствовать продукты, в состав которых входит хром, цинк, магний и прочие микроэлементы. Для коррекции нарушения используют контактные линзы, очки, применяют лазерную методику. Если хрусталик работает неправильно, его заменяют искусственным.
ПОЧЕМУ НАРУШАЕТСЯ ЗРЕНИЕ
Глаз – это орган восприятия, который служит нам верой и правдой на протяжении всей жизни, поэтому к ухудшению работы глаза необходимо относиться с большим вниманием. Зная причины нарушения зрения, можно вовремя вылечить первые симптомы заболеваний.
Если зрение стало ухудшаться, значит, необходимо срочно идти к врачу. Дело в том, что помимо непосредственных заболеваний глаз на качество зрения могут повлиять болезни, поражающие нервную систему или сосуды глазного яблока, а также всевозможные патологии тканей вокруг глаз.
Слезоточивость глаз – это один из первых симптомов того, что вашему органу зрения нужна помощь. Помимо этого, опасность представляют «мушки», потеря четкости, рези и краснота.
КАК ВОЗНИКАЮТ ПОМЕХИ В РАБОТЕ ГЛАЗА?
Глаз – это сложный оптический прибор. Прежде чем картинка сформируется в человеческом мозге, свет должен пройти несколько этапов. Нарушения, возникшие хотя бы на одном из них, могут привести к ухудшению качества образов, получаемых извне. Так, большинство проблем с остротой зрения связано с патологиями сетчатки.
Острота зрения – это способность глаза различить две точки на определенном расстоянии. Измеряется она в условных единицах: для здорового глаза острота зрения равна единице.
Если на пути света к сетчатке возникают препятствия, то острота зрения снижается. Например, если в хрусталике или роговице происходят негативные изменения, то взор человека может затуманиться, перед глазами нередко в таких случаях появляются пятна.
При неправильной форме хрусталика происходит деформация позиционирования картинки на сетчатку, что приводит к нарушению качества изображения. При ослабленных глазных мышцах, а также разросшейся жировой клетчатке глаза возможны двоение в глазах и искажение видимых образов.
После того как свет попадает на сетчатку, к мозгу тут же отправляются определенные нервные импульсы. Поэтому, если имеются какие-то нарушения в работе нервной системы, у человека возникают искажения зрительных образов. Как правило, они довольно специфичны в зависимости от конкретного нервного расстройства (вплоть до ложных образов – галлюцинаций).
УСТАЛОСТЬ – ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ СО ЗРЕНИЕМ
Темпы современной жизни постоянно ускоряются. От человека требуется быстро реагировать на разные вызовы, а также поглощать огромное количество информации в течение дня. В большинстве своем новые сведения поступают в мозг именно через глаза.
Поэтому очень часто возникают случаи, когда зрение нарушается не из-за болезней хрусталика или сетчатки, а из-за сильного и постоянного переутомления, недосыпания, стрессов и длительного зрительного напряжения, возникающего у человека при работе за компьютером.
Если вы замечаете, что острота зрения снижается к концу дня, если глаза краснеют и болят, то для устранения неприятных симптомов необходимо расслабиться, хорошо отдохнуть и сделать специальную гимнастику для глаз.
Если вы озабочены тем, как сохранить зрение надолго, рекомендуется при первых признаках расстройства зрения сразу же посетить офтальмолога, чтобы исключить возможность развития опасных заболеваний. Ведь недомогания глаз – это серьезная проблема, к которой нельзя относиться легкомысленно.
БОЛЕЗНИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
Чаще всего страдает сетчатка – зрение ухудшается из-за следующих патологий:
- отслоения сетчатки;
- мауклодистрофии – поражения зоны сетчатки с наибольшим количеством рецепторов;
- отслойки стекловидного тела;
- разрыва сетчатки;
- диабетической ретинопатии – поражения мелких сосудов глаза и нарушения кровоснабжения глазного яблока.
При поражениях хрусталика нарушения зрения вызывают следующие заболевания:
- катаракта (помутнение хрусталика);
- близорукость;
- дальнозоркость.
Источник https://www.proboxs.ru/novosti/zdorove/osnovnye-prichiny-narusheniya-zreniya.html
Астигматизм
Это заболевание сопровождается нарушением преломления света. Строение роговицы (а иногда и других частей органа) изменяется. Как результат, происходит фокусировка картинки не в виде точке, а в виде прямой линии. У здорового человека роговица и хрусталик по форме напоминают сферу. При развитии данного нарушения поверхность деформируется. В разных меридианах роговичной поверхности формируется своя преломляющая сила, а картинка при прохождении света через такую дефектную роговицу получается искаженной.
Пациент с диагнозом астигматизм видит не целостное изображение, а искаженную картинку, которая состоит из чётких и размытых линий. Учёные утверждают, что астигматизмом страдает каждый 6-й человек на планете. Нарушение имеет разные степени выраженности.
- 0,5 DD. На остроте и чёткости зрения практически не сказывается, разделяется астигматизм на врождённый и функциональный. Проведение коррекции не требуется.
- 1 DD и выше. Человек ощущает серьёзный зрительный дискомфорт. После проведения диагностических мероприятий назначается коррекция. Игнорирование этого нарушения может привести к развитию косоглазия.
Астигматизм классифицируют на простой, сложный и смешанный в зависимости от специфики изменения рефракции. При простом зрение в одном меридиане находится в пределах допустимой нормы, а в другом имеет место нарушение процесса фокусировки картинки на сетчатке. При сложном наблюдаются патологические изменения в обоих меридианах, но они по-разному выражаются. Смешанный – это когда в одном меридиане миопия, а в другом – гиперметропия.
Заболевание имеет три степени развития:
- до 3 диоптрий – слабая;
- 3-6 диоптрий – средняя;
- от 6 диоптрий – высокая.
В офтальмологической практике применяют несколько способов коррекции зрения при астигматизме. Конечно, самым безопасным и эффективным является имплантация факичных линз. Методика имеет минимальное количество противопоказаний, предполагает установку в структуру глаза специальных имплантатов. К преимуществам данного способа относят малоинвазивность, безопасность, мгновенный результат, отсутствие периода реабилитации, минимум ограничений после установки интраокулярных линз.
Откорректировать зрение можно при помощи торических контактных линз или очков. В данном случае пациент должен пройти период адаптации, пока мозг не привыкнет к новому изображению. И ещё одна методика – лазерная коррекция.
Проблемы со зрением у детей
Хорошее зрение является непременным условием здоровья и полноценного развития ребёнка. Именно через зрение ребёнок приобретает основные коммуникативные навыки, формирует представление об окружающем мире и собственное видение. Отсюда и начинается становление личности ребёнка
Если острота детского зрения снижена, развитие малыша может существенно затрудниться, поэтому вопросы о детском зрении чрезвычайно важны. Проблемы со зрением у ребёнка прежде всего затрагивают родителей, ведь они ответственны за здоровье своего чада. Запускать эти проблемы ни в коем случае нельзя.
Причины возникновения
Лечить нарушения зрения у детей невозможно, если не знать их причины. Итак, основные факторы нарушения зрения у детей таковы:
- Наследственная предрасположенность;
- Стрессы;
- Пониженный уровень гемоглобина;
- Несоблюдение гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещённости, чтение или игры на мобильном телефоне в положении лёжа, занятия на компьютере и пр.);
- Несоблюдение правил безопасности зрения: манипуляции с острыми предметами, пристрастие смотреть на яркий свет без очков.
Наиболее частым нарушением детского зрения является близорукость. Это связано с тем, что возраст от 7 до 15 лет сочетается с повышенными зрительными нагрузками (чтение, письмо, уроки в школе). Несоблюдение правил просмотра телевизора и работы с компьютером, генетическая предрасположенность, дефицит питательных веществ и прочие негативные факторы могут привести к развитию косоглазия, миопии, амблиопии и другим проблемам со зрением у детей.
Любое нарушение зрения или заболевание глаз у ребёнка требует незамедлительного обращения к врачу. Помните: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на полное выздоровление и отсутствие проблем в будущем, независимо от причины нарушения зрения у детей. Сохранение зрения у детей является важной обязанностью родителей.
Особенности психоэмоционального развития
Недостатки зрительного восприятия приводят к формированию у ребёнка нечётких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведёт к затруднениям при обучении в школе, усвоению учебного материала. Кроме того, нарушение зрения значительно сужает сферу чувственного познания, тем самым влияя на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности, а значит и на формирование личностных качеств человека. Часто дети чувствуют себя обречёнными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.
Психологи отмечают, что дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику:
- У них отмечается повышенный личностный уровень тревожности;
- Дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу;
- Плохо соотносят эмоцию с выражением мимики;
- Недостаточно компетентны в проявлении эмоций;
- Слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.
Особенности физического развития
Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии: нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.
Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. У многих детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.
Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно, по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Из-за этого мышцы рук оказываются вялыми или, наоборот, слишком напряжёнными. Всё это приводит к низкому уровню развития тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.
Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации
Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.
Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения — сетчатки, роговицы и заболевании центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп’ скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы’ ушибы) или глаз.
Различают прогрессирующие
и
непрогрессирующие
нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Например, при глаукоме повышается внутриглазное давление и происходят изменения в тканях глаза. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиенических условий письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.
К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболеваний и глазных операций.
Итак, нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть у детей как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие.
Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепорожденных имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Своеобразным ориентиром
для слепого является реакция на звук, как и для нормально видящего в раннем возрасте реакции на звуковые раздражители, но для незрячего звук становится основным фактором ориентировки.
Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях — повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность.
Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.
Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.
Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.
Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.
Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.
Л. С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.
В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.
Компенсация слепоты, указывает Л.И.Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.
Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. При резко выраженной близорукости и дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторых внешне слабо выраженных признаков, важных для характеристики предмета.
У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения форменное, пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.
Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.
На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.
Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.
Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.
Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адекватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное отношение к этому.
С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.
Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию — различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.
Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных Представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки.
Пространственная ориентировка является существенной частью свободного движения в пространстве. Умение выдерживать
направление, определять свое место в пространстве, преодолевать или обходить препятствия — все это представляет трудности для слепого из-за нарушения возможности зрительно воспринимать анализировать пространство. Различные структуры психологической системы, формирующейся у слепых разного возраста, являются
основой для эффективной коррекции дефектов их пространственной ориентировки.
Обучение пространственной ориентировке слепых детей дошкольного и школьного возраста показывает, что процесс ее формирования многоуровневый и связан с развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие пространство.
Проблемы со зрением у взрослых
Все наследственные нарушения в организме человека, в том числе и органов зрения, передаются от одного из родителей, часто через поколение, а врождённые развиваются уже в период развития плода в утробе матери. Приобретённые же нарушения появляются уже после рождения вследствие ряда причин.
Ниже перечислены болезни глаз, которые встречаются у взрослых людей человека чаще всего:
- Амблиопия (описана выше в статье);
- Катаракта. Данная патология зрения представляет собой помутнение хрусталика, которое могло возникнуть вследствие перенесенных в период внутриутробного развития различных инфекций, нарушения обмена веществ, а также из-за генетических нарушений. Катаракта – это одна из главных причин как взрослой, так и детской слепоты: её распространённость удваивается каждые 10 лет в возрасте после 40.
- Глаукома. Это нарушение зрения имеет характерный симптом ухудшения зрения – повышенное внутриглазное давление. Глаукома способна вызвать потерю всех полей зрения у человека, а также гибель самого зрительного нерва. Именно поэтому важна своевременная диагностика и лечение данного заболевания.
Какие симптомы катаракты найти можно здесь.А также читайте о лечении глаукомы лазером в статье.
Дальнозоркость
Дальнозоркость или гиперметропия представляет собой нарушение рефракции зрительного аппарата, когда картинка фокусируется за сетчаткой. Основная причина развития патологического процесса – укорачивание оси глаза. Также дальнозоркость может возникать при ослаблении преломляющей силы.
Степени дальнозоркости:
- до +2 DD – слабая, сопровождается головными болями и сильной зрительной утомляемостью, зрение при этом нормальное;
- до +5 DD – средняя, человек хорошо видит далеко, но плохо – близко;
- выше +5 DD – сильная, плохое зрение, сложно рассмотреть даже те предметы, которые располагаются вблизи.
- Чтобы предупредить возникновение данного нарушения, регулярно посещайте кабинет офтальмолога, проверяйте зрение. Также отличной профилактикой являются такие мероприятия:
- правильный выбор осветительных приборов, например, мощность настольной лампы не должна превышать 100Вт;
- чередование нагрузок и отдыха;
- гимнастика для глаз (комплекс упражнений на разработку мышц зрительного аппарата);
- своевременная диагностика и грамотный подбор способа коррекции;
- массаж, плаванье;
- сбалансированный рацион.
Чтобы вернуть чёткость зрения пациенту, в глаз устанавливают интраокулярные линзы. Они выполнены из биосовместимого, высококачественного материала, не отторгаются организмом. Имплантаты сразу же улучшают зрение, спустя пару часов после установки линз можно идти домой. Список противопоказаний минимальный. Побочные эффекты случаются крайне редко.
Коррекция нарушения может осуществляться и другими способами, например, при помощи очков или контактных линз. Можно также прибегнуть к лазерной коррекции, но это надолго, так как после операции следует длительный реабилитационный период.
Профилактика ухудшения зрения
Предотвратить зрительные патологии возможно не всегда, однако снизить вероятность их развития человек способен. Для этого нужно систематически посещать окулиста, принимать витамины для глаз, делать перерывы при работе за компьютером, соблюдать гигиену органов зрения, ежедневно выполнять комплексы глазных упражнений, своевременно лечить офтальмологические болезни. Здоровый образ жизни, включающий в себя правильное питание и занятия спортом, также препятствует развитию зрительных патологий.
Сегодня человеку не всегда удается вести именно такой образ жизни. Сбалансированно питаться получается далеко не у каждого человека.
Компенсировать недостаток тех или иных веществ в организме можно с помощью витаминов и специальных добавок.
В любом случае к поддержанию здоровья необходимо подходить комплексно. Такой подход станет залогом и хорошего зрения.
Причины возникновения
Хорошее зрение зависит не только от глаза, но и от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения делятся на 3 группы:
- Повреждения частей глаза или структурные нарушения.
- Нарушение рефракции, когда глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.
- Поражение той части мозга, которая отвечает за взаимодействие с глазом.
Факторы, способные стать причинами нарушения зрения:
- Активная умственная деятельность, ведущая к перенапряжению глазных мышц и нервов. Известно, что при отсутствии нужного количества отдыха все эти системы начинают работать хуже и зрение снижается.
- Длительная работа за компьютером. В данном случае человек реже моргает, поэтому глаза не получают нужного увлажнения. Также стоит помнить и о синем свете, который исходит от монитора. Ряд исследований подтвердил, что он способен оказывать негативное воздействие на сетчатку.
- Плохое или очень яркое освещение в помещении. Недостаток света, так же как и его избыток, оказывают негативное воздействие на зрение.
- Яркое солнце способно повредить сетчатку, а отсутствие света – вызывать большое напряжение глаз и провоцировать развитие близорукости.
- Употребление алкоголя и курение. Токсины, содержащиеся в спиртных напитках и никотине, негативно сказываются на здоровье всего организма. В частности, они затрудняют кровообращение в сосудах глаза, что ведёт к недостаточному поступлению кислорода к тканям и нарушению зрения.
- Неправильное питание. Диета, в которой присутствует большое количество жиров и «быстрых» углеводов, и почти отсутствуют витамины, содержащиеся в свежих фруктах и овощах, лишает наши глаза питательных веществ, необходимых для нормального зрения.
Особенности психоэмоционального развития
Психика слепых и слабовидящих людей существенно не отличается от психики нормально видящих людей, однако имеет некоторые особенности в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения и контроля за деятельностью.
Нарушение зрения и его крайняя форма – слепота – значительно сужает сферу чувственного познания и может повлиять на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Многие исследователи отмечают, что слепота влечёт за собой изменения в характере эмоциональных состояний в сторону преобладания астенических, подавляющих активность индивида настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аффективности. Такие выводы были сделаны в ходе исследований поздно ослепших людей, тяжело переживающих утрату зрения, а также слепорождённых и рано ослепших людей.
Особенности физического развития
Выпадение или глубокое нарушение функции зрения, прежде всего, сказываются на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека – активности. Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность. Это явление объясняется тем, что развитие активности зависит не только от возможности удовлетворить потребность узнать всё окружающее, но и от внешних воздействий, которые способствуют возникновению мотива ориентировочной деятельности. Количество же таких воздействий на слабовидящих и особенно слепых людей резко снижается в связи с нарушениями зрительных функций и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве.
ИЗ-ЗА ЧЕГО ВОЗНИКАЮТ РАССТРОЙСТВА ЗРЕНИЯ
Что бы понять первопричины расстройства зрения, нам необходимо посмотреть, каким образом возникает напряжение и сокращение мышц.
Гарри Бенджамин (тот самый, кто по методу Бейтса избавился от своих -20) выделяет ТРИ основные причины:
ПСИХИЧЕСКОЕ и УМСТВЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Доктор Бейтс вполне определенно заявляет, что он считает причиной всех нарушений зрения умственное, психическое напряжение, которое, соответственно, порождает физическое напряжение на глаза и глазные мышцы и нервы, приводящее, таким образом, к нарушениям зрения.
Он считает, что нервный характер является причиной большинства серьезных недостатков зрения.
Как метод лечения, доказавший его теорию, Бейтс выдвинул релаксацию. Причем, как снятие умственного напряжения, чтобы снять напряжение с глаз (вместе со связанными с ними мышцами и нервами). Так и наоборот: расслабить мышцы и нервы глаз, что приводит к расслаблению разума (и мозга).
Таким образом, видна, важность умения снимать состояние напряженности как умственной, так и физической. Только при этих условиях возможно добиться хороших результатов лечения. Некоторые случаи неудачи вполне можно объяснить неумением пациента снимать напряженность достаточно полно или пренебрежением к физическому расслаблению.
Любой фактор, не только психический, но и физический, могущий вызвать напряжение мышц глаза, является потенциальной причиной нарушений зрения.
Почему появляется психическое напряжение? Бейтс говорит о множестве причин, это например ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА к тому, что вы хотите увидеть. Как у школьников… Им предмет не интересен, они устали, но нужно видеть, что там на доске написано!
Так же Бейтс убедился на практике, что ЛОЖЬ является причиной близорукости и дальнозоркости. Потому что, когда человек просто говорит правду он абсолютно расслаблен, но для того чтобы соврать нужны усилия, и даже ложная мысль создает напряжение в глазах! (он специально проверял изменения зрения при искренних и лживых ответах на поставленные вопросы с помощью специального прибора)
Вообще, в принципе, для того, чтобы видеть вдаль глаза должны быть РАССЛАБЛЕНЫ, а вблизи — напряжены. А психическое напряжение действует на глаз так же, как и физическое. Вот так и появляется привычка смотреть вдаль с напряжением.
ПИТАНИЕ
В поисках возможных причин напряженного состояния мышц глаза следует иметь в виду, что глаз является частью организма и поэтому зависит от состояния организма в целом.
Известно, что такие болезни, как диабет и нефрит, оказывают влияние на глаза, и среди медиков признано, что в основе некоторых случаев катаракты лежит диабет. Большинству неспециалистов известно, что пятна перед глазами появляются и «плывут» при заболеваниях печени и нарушениях пищеварения.
Но тесная связь между глазами и ДРУГИМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА подтверждается полностью теми, кто занимается иридологией.
Пионеры иридодиагностики проделали большую работу, чтобы показать, что любое изменение, функциональное или органическое, в любой части тела или органе отражается на глазах, изменяя цвет части радужной оболочки глаза, которая напрямую связана с этой частью тела или органом.
Эта чудесная демонстрация является результатом взаимосвязи между нервами глаза и центральной нервной системой. Если на глаза оказывают влияние изменения в отдельных органах, то насколько же возрастает это влияние, когда задействован ВЕСЬ ОРГАНИЗМ?
Многие врачи, практикующие естественную терапию, обнаружили, что воспалительные состояния глаз, такие, как конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаза и т. д., следует рассматривать не как болезни, поражающие только глаза и ничего более, а как симптом общего дисбаланса организма вследствие чрезмерного потребления сахара, белка и т. д.
Опыт показал, что неправильное питание влияет не только на сами глаза, но и на процессы, посредством которых осуществляется зрение, потому что мышцы и кровеносные сосуды, окружающие глаза, тоже втягивают шлаки, — следствие неправильного питания.
Как только мышцы и кровеносные сосуды «засоряются», должный вывод шлаков становится невозможным и мышцы вместо того, что¬бы быть мягкими и гибкими, становятся жесткими и стянутыми.
Все это в конечном счете препятствует нормальной аккомодации и затем, как прямое следствие, влияет на форму глаза. Конечным результатом является нарушение зрения.
Причиной многих случаев близорукости, дальнозоркости и астигматизма является не что иное, как все перечисленное выше, а старческая дальнозоркость почти целиком происходит из-за этого.
До недавнего времени считалось, что когда человек достигает среднего возраста, то глаза естественно меняют свою форму, таким образом затрудняя нормальное видение близких предметов и вызывая старческую дальнозоркость.
Это рассматривается как неудобная, но необходимая цена, которую мы вынуждены платить за столь долгое пребывание в этом мире. И эта трудность устраняется ношением выпуклых очков.
Лишь немногие из миллионов людей, страдающих старческой дальнозоркостью, осознают, что неправильное питание в течение 45 или 50 лет возможно, является причиной этих изменений в их зрительных способностях.
Но не вызывает сомнений и то, что многие люди, страдающие старческой дальнозоркостью, могут восстановить нормальное зрение, просто придерживаясь разумной диеты и выполняя несколько несложных упражнений для глаз.
Для того чтобы подчеркнуть жизненную взаимосвязь между питанием и зрением, необходимо отметить, что есть множество зафиксированных достоверных случаев исцеления нарушений зрения путем простого поста, который способствует выводу вредных веществ из мышц и кровеносных сосудов глаза, в результате чего мышцы расслабляются и зрение улучшается.
Когда дают инвалидность
Плохое зрение и невозможность обходиться без посторонней помощи тоже являются одной из причин, по которым человеку дается инвалидность.
Определение группы инвалидности по зрению является прерогативой офтальмолога.
I группа инвалидности устанавливается при четвертой степени нарушений работы органа зрения. Критерии этой степени – полная слепота (нулевое зрение обоих глаз); острота зрения лучше видящего глаза не выше 0,04 диоптрии; сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-0° от точки фиксации.
II группа инвалидности устанавливается при третьей степени нарушений в работе зрительного анализатора. Её критериями служат:
- острота зрения лучше видящего глаза от 0,05 до 0,1;
- сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-20° от точки фиксации.
При второй группе инвалидности трудовая деятельность человека возможна только в специально созданных условиях. Обычно это общества слепых, где люди выполняют работу руками.
Глазные капли Окулохель с инструкцией
Глазные капли от глаукомы и глазного давления Трусопт представлены в этой статье.
Что делать, если появился ячмень на глазу расскажет эта статья.
Третья группа инвалидности может устанавливаться при второй степени нарушений зрения, которые характеризуются:
- снижением остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
- односторонним сужением границ поля зрения менее 40° и не более 20° от точки фиксации.
Инвалиды третьей группы – это слабовидящие люди.
Несовершеннолетним гражданам с 1-3 группой инвалидности присваивается статус «ребёнок-инвалид».
Оценочные показатели
По оценкам, во всем мире приблизительно 1,3 млрд человек живут с той или иной формой нарушения зрения вдаль или вблизи. Что касается зрения вдаль, легкие нарушения зрения отмечаются у 188,5 млн человек, от умеренных до тяжелых – у 217 млн, тогда как 36 млн человек поражены слепотой (1). Что касается зрения вблизи, с такого рода нарушениями зрения живут 826 млн человек (2). В связи с ростом и старением населения будет возрастать риск того, что нарушения зрения будут развиваться у все большего числа людей.
Выводы
Таким образом, дефект нарушение зрения представляет собой физический или психологический недостаток, который влечёт за собой некоторые отклонения от нормального развития. Врождённые и приобретённые дефекты относятся к первичным нарушениям, вызывающим вторичные функциональные нарушения, которые, в свою очередь, оказывают негативное влияние на развитие ряда психологических процессов как у взрослых, так и у детей.
Также читайте характеристику детей с нарушением зрения в материале, и как получить инвалидность по зрению по ссылке.