Доминирующий глаз и сенсорная грамотность


Виды зрения: монокулярное, бинокулярное

Благодаря глазам человек получает большую часть информации об окружающем мире. Любые нарушения в работе зрительного аппарата могут усложнить жизнь, ограничить в некоторых сферах деятельности. Сложно представить себе пилота, гонщика, хирурга, спортсмена с серьезными проблемами с глазами, особенно если у человека не сформировано бинокулярное зрение, то есть способность видеть одинаковые изображения обоими глазами.

Когда человек видит двумя глазами, в головной мозг передается два изображения. В коре головного мозга эти изображения объединяются в одно. В результате человек может воспринимать предметы объемно, различая их размеры и примерно определяя расстояние между ними. Поэтому бинокулярное зрение еще называют стереоскопическим или пространственным. Иными словами, бинокулярность позволяет нам видеть мир в 3D-формате.

При нарушениях стереоскопической функции в мозг передается либо одно изображение от одного глаза, либо две отличающиеся друг от друга картинки, которые не могут соединиться в один зрительный образ. В итоге возникает диплопия — патология, сопровождающаяся отклонением зрительных осей и раздвоением изображения. В таких случаях можно говорить об отсутствии бинокулярности или наличии монокулярного зрения. Этот вид восприятия визуальной информации является для человека противоестественным, патологическим. Некоторые глазные заболевания приводят к монокулярному зрению, при котором один глаз может не участвовать в зрительном процессе, в принципе. Выявлять данные патологии необходимо в детском возрасте, когда органы зрения только формируются. Тогда есть шанс восстановить бинокулярность.

Доминирующий глаз: значение этого понятия

Ведущим, то есть доминирующим считают тот глаз, который обладает большими функциональными возможностями при бинокулярном зрении. Это означает, что поступающая информация с одного глаза доминирует над теми данными, которые передает второй. Подобная ситуация во многом схожа с известным принципом асимметрии рук, но надо помнить, что ведущий глаз не всегда совпадает с доминирующей рукой. В принципе, установить прямую связь между приоритетной рукой и одним из двух глаз пока не удалось.

Как утверждают ученые, у большинства жителей планеты, а если быть точным — у 2/3, преобладает по функциям правый глаз. И только у 1/3 населения доминирует левый орган зрения. Правда есть лица, у которых трудно определить ведущий глаз. Но такие случаи встречаются исключительно редко. У подобных индивидуумов не обнаруживается никаких патологий зрения, а доминирующий фактор зависит от масштабов рассматриваемого объекта и направления взгляда.

Кроме того, стоит обратить внимание и на такой момент: часто доминирование левого глаза сочетается с такими патологическими состояниями, как мигрень в хронической форме, синдром Вильямса-Бойрена.

Кроме этого, нужно учитывать, что доминирование может быть двух видов: слабым или сильным. Для последнего варианта характерно выраженное преобладание возможностей одного глаза над другим. Часто подобный феномен объясняется амблиопией или косоглазием.

Интересно, что у пациентов с миопией (изомитрической) доминирует тот глаз, у которого лучший показатель остроты зрения.

Опыт Соколова

Опыт можно провести дома. Займет он всего несколько минут. Для его проведения Вам потребуется лист бумаги, который необходимо свернуть в трубку. Далее приставьте ее к правому глазу, как подзорную трубу и посмотрите вдаль на предметы, удаленные от Вас примерно на 4-5 метров. Вторую руку поверните ладонью к лицу и расположите ее на дистанции 15 см от левого глаза. Вы должны будете видеть «дыру» в ладони, через которую будет просматриваться изображение, видимое правым глазом. Такой результат возможен при сформированном стереоскопическом зрении. Если зрение монокулярное, то Вы будете видеть только ладонь без тоннеля, которые не объединяются в одну картинку.

СОГБУ ЦПМСС

В научной литературе существует значительное количество анкет, проб для определения латеральных предпочтений. Это тест Аннет, обследование с помощью системы М. Озьяс, М.М. Безруких, Л.И. Васссерман, С.А. Дорофеевой, Я.Л. Меерсон и других.

С точки зрения Н.Я. Семаго в процессе практической работы целесообразно использовать небольшой набор наиболее показательных и простых проб для получения значимых данных о специфике латеральных предпочтений ребенка

Предлагается использовать следующие процедуры.

Для исследования ведущей руки пробы:

  • переплетение пальцев рук;
  • поза «наполеона» (для детей после 7 лет);
  • «телефонная трубка»; -«подзорная труба» (калейдоскоп).

Для исследования ведущей ноги пробы:

  • «попрыгай на одной ноге»;
  • «ударь мяч».

Для исследования сенсорных предпочтений пробы:

  • «телефонная трубка» (ведущее ухо);
  • «подзорная труба» (калейдоскоп) (ведущий глаз)

Анализ результатов:

  1. Наличие более 2-3 неправосторонних предпочтений будет свидетельствовать (и тем более чем старше ребенок, тем с большей долей достоверности) о специфике формирования межфункциональных взаимодействий, что может рассматриваться, с сточки зрения общего прогноза развития, как отягощающий фактор при ряде вариантов отклоняющегося развития (дисгармоничное развитие (интропунитивный тип развития), парциальная несформированность когнитивного и регуляторного компонентов познавательной деятельности).
  2. Демонстрация 1-2 левосторонних предпочтений в пробах можно рассматривать как артефакт у ребенка с преимущественно правосторонними предпочтениями, т.е. «типичным» вариантом формирования межфункциональных взаимодействий. Этот вариант профиля латеральных предпочтений тем больше выражен, чем младше ребенок

«Условно» неблагоприятными можно считать сочетание левого ведущего глаза и правой руки и, наоборот, ведущего правого глаза и ведущей левой руки. Эти данные должны быть включены в оценку прогноза дальнейшего развития и обучения ребенка

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

  1. Ребёнку предлагается несколько спичечных коробков.

Инструкция: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

  1. Ребёнку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками.

Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая держит пузырёк.

  1. Проба «Телефонная трубка»

Инструкция «Позвони по телефону».

Ведущей считается та рука, которая потянется к телефонной трубке, лежащей строго по средней линии.

  1. Ребёнка просят протереть доску (игрушку, стол, стул и т.д.) тряпкой.

Инструкция «Протри стол».

Активные действия выполняет ведущая рука.

  1. Ребёнку предлагается поймать мяч одной рукой.

Инструкция «Лови мяч».

Активные действия выполняет ведущая рука.

  1. Ребёнку предлагается раздать карты.

Инструкция «Раздай карты».

Ведущая рука раскладывает карты.

  1. Проба «Посмотри в подзорную трубу» (калейдоскоп)

Инструкция: «Посмотри в калейдоскоп».

Ребенку дается свернутая из листа бумаги трубочка. Ведущей считается та рука, которая потянется к калейдоскопу, лежащего строго по средней линии.

  1. Хлопать в ладоши.

Инструкция «Похлопай в ладоши».

Ведущая рука сверху.

  1. Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.

Инструкция «Нарисуй круг на ладошке».

Ведущая рука рисует круги на ладошке другой руки.

  1. Завести часы.

Инструкция «Заведи часы».

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы, а не ведущая рука держит часы.

  1. Переплетение пальцев рук.

Инструкция «Переплети пальчики».

Сверху оказывается большой палец ведущей руки.

  1. Скрещивание рук — «поза Наполеона»

Инструкция «Покажи, как ты скрещиваешь руки».

Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть не ведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

  1. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определённое время (например, одна минута).

Инструкция «Нарисуй вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см. правой рукой». Рисуем 30 секунд». После того, как ребёнок выполнит эту инструкцию предлагается это же самое сделать левой рукой в течении 30 секунд. Большее количество линий проводится ведущей рукой.

Анализ результатов: Каждый тест оценивается в 1 бал. Максимальное количество баллов -13.

Предпочтение правой или левой руки считается определённым при наборе 2/3 возможных баллов в пользу одной из них.

Для определения скрытых признаков левшества, которые чаще всего неизвестны самому испытуемому и не подвержены влиянию научения, используются пробы «переплетения пальцев рук», «поза Наполеона», и «аплодирование»

В сокращённой батарее тестов нет графических тестов. Это в основном бытовые действия, требующие точности и ловкости и координации движений. Данные действия для ребёнка не привычны и не натренированы, а это позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ГЛАЗА

Для успешного обучения ребёнка необходимо знать, какой глаз и нога являются ведущими, так как переучивание или навязанная необходимость действовать не ведущей ногой или глазом могут дать тот же отрицательный эффект переучивания

  1. Проба с калейдоскопом

Перед ребёнком на стол на равном расстоянии между обеими руками кладётся калейдоскоп и предлагается посмотреть в него одним глазом. Отмечается глаз, которым ребёнок это делает.

  1. Проба с прицеливанием (проба Розенбаха)

Ребёнку дают в руку карандаш и предлагают ему, держа его в правой вытянутой руке, прицелиться в какой-нибудь отдалённый предмет, не прищуривая глаз. Затем психолог прикрывает один глаз ребёнка листом бумаги и предлагает скорректировать прицел. Затем процедура повторяется, но прикрывается уже другой глаз. При корректировке прицела ребёнок обычно несколько смещает руку с карандашом. Ведущим считается тот глаз, при закрытии которого, смещение руки при корректировке прицела было наибольшим

  1. Тест «карта с дырой»

В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1×1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз (30-40 см.), ребёнок рассматривает предмет, находящийся в 2-3 см. от него. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом. При закрывании ведущего глаза, предмет смещается

  1. В тёмной комнате ребёнка просят зафиксировать взглядом зажжённую свечку, а затем прикрыть пламени указательным пальцем вытянутой руки

Находясь с боку, психолог видит глаза ребёнка и определяет, на какой из них падает тень от пальца. Она падает на ведущий глаз. Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста

  1. Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием

Психолог просит держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. Взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребёнка

  1. Проба Литинского

При выполнении пробы взгляд сначала фиксируется на кончике указательного пальца, а затем палец приближается на 2-3 см. к переносице ребёнка. Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её, а не ведущий совершает горизонтальные движения отведения и приведения

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО УХА

  1. Ребёнку предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом

Отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными

ушами.

Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. Например, без часов: «Проверим

ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крохотные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и

представьте, что слышите, как они тикают».

  1. Проба «шепот»

Ребёнку психолог говорит что-то шёпотом.

Обычно ребёнок подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознаётся услышанное.

  1. . Проба «Телефонная трубка»

Инструкция: «Позвони по телефону».

Отмечается, к какому уху он подносит трубку. Для прислушивания ребенок использует ведущее ухо.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ НОГИ

  1. Ребёнку предлагается попрыгать на одной ноге, сделать шаг вперёд и шаг назад, встать на стул на колени

Нога, выполняющая движение первой, считается ведущей. На ведущей ноге ребенок прыгает лучше и устойчивей.

  1. Ребёнку предлагается прыгнуть в длину

Ведущая нога является толчковой.

  1. Сесть и закинуть ногу на ногу

Сверху оказывается функционально преобладающая нога.

  1. Ребёнку предлагается сделать несколько скачков через скакалку

Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.

  1. Измерение длины шага

Ребёнку предлагается пройти вперёд 5-10 шагов каждой ногой. Психолог измеряет длину шагов, вычисляет среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем не ведущей.

  1. Проба «Ударь мяч»

Активная (в том числе толчковая) нога будет ведущей.

Опыт с промахиванием

Проба с промахиванием или опыт Кальфа, названный так в честь его создателя, — еще одна возможность определения типа зрения, бинокулярного и монокулярного. Возьмите два длинных тонких предмета, например, карандаша. Один расположите горизонтально в правой руке, а второй поверните вертикально в левой. Соедините их кончики, а затем разведите руки в стороны. Можно немного помахать ими, чтобы запутать себя. Потом снова соедините карандаши. При нарушениях пространственного зрения сделать это не получится. Вы будете промахиваться. В связи с чем опыт и назван пробой с промахиванием. В быту это будет проявляться, например, в сложностях при попытке вдеть нитку в игольное ушко. Эксперимент можно провести с помощью пальцев. Он будет не таким точным, но зато он доступен в любом месте и в любое время.

Эксперимент с чтением

Это еще одна методика, проводимая в домашних условиях. Она позволяет узнать, какой вид зрения сформировался, монокулярный или бинокулярный. Книга и ручка должны быть дома у каждого. Разместите ручку или карандаш на фоне раскрытой книги примерно на дистанции 15-20 см от нее и попытайтесь прочитать закрытые предметом строчки. Если зрение является бинокулярным, то начнет работать стереоскопическая функция, которая объединит изображения. При монокулярном зрении часть строк будет прочитать невозможно. Они выпадают из поля видимости.

Четырехточечный цветотест

Эта методика более точная и проводится она в кабинете офтальмолога. Для расшифровки результатов понадобится помощь окулиста. При проведении цветотеста используются четыре предмета: два зеленых, красный и белый. Еще нужны специальные очки с красной и зеленой линзами. Пациент должен посмотреть на предметы через линзы и рассказать, какие цвета он видит. Расшифровка возможных итогов выглядит следующим образом:

  • при наличии бинокулярности испытуемый видит только зеленые и красные цвета, а белый объект кажется красно-зеленым;
  • если один глаз ведущий, то белый предмет будет такого же оттенка, что и линза, через которую он смотрит;
  • при одновременном зрении (человек получает изображения попеременно то одного, то от другого зрительного органа) пациент увидит 5 объектов;
  • если у человека монокулярное зрение (зрение одним глазом), то воспринимаются два объекта, которые окрашены в тот же цвет, что и линза.

Есть и еще более объективный метод исследования, который дает возможность точно определить вид Вашего зрения. При этом методика эта применяется и для обследования маленьких детей.

Определение

Ведущий глаз «определяется субъективным выравниванием двух объектов, диспаратность которых выходит далеко за пределы зоны Панума»[21]. Существуют несколько способов сделать это:

  1. Тест Майлза. Наблюдатель вытягивает обе руки, сводит обе руки вместе, чтобы создать небольшое отверстие, затем с обоими открытыми глазами смотрит на удалённый объект через отверстие. Наблюдатель затем поочерёдно закрывает глаза, либо медленно возвращает отверстие рук к голове, чтобы определить, который глаз видит объект (то есть, является ведущим)[22][23][24].
  2. Тест Порты. Наблюдатель вытягивает одну руку, затем выравнивает большой или указательный палец с отдалённым предметом. Наблюдатель затем поочерёдно закрывает глаза, либо медленно возвращает палец к голове, чтобы определить, который глаз видит объект (то есть, является ведущим)[23][25][26].
  3. Проба Розенбаха. Пациенту дают в вытянутую руку карандаш и предлагают ему прицелиться, не прищуривая глаз, на отдалённый предмет. Затем пациенту поочерёдно прикрывают глаза, предлагая скорректировать прицел. При корректировке прицела пациент несколько смещает руку с карандашом. Тот глаз, при закрытии которого, смещение руки было наибольшим — ведущий[27].
  4. Метод Долмана, также известный как тест с «карта с дырой». Пациенту даётся карточка с небольшим (1×1 см) отверстием в середине, которую тот держит обеими руками, затем он смотрит через отверстие на отдалённый объект обоими открытыми глазами. Наблюдатель поочерёдно закрывает глаза, либо медленно возвращает отверстие к голове, чтобы определить, который глаз видит объект (то есть, является ведущим)[13].
  5. Проба Литинского, или тест конвергенции ближайшей точки ясного зрения. Пациент наблюдает объект, который перемещается по направлению к переносице до тех пор, пока не происходит дивергенция одного глаза (глаз совершает горизонтальные движения отведения и приведения) — он и является не
    ведущим. (Ведущий глаз быстрее устанавливается на точке фиксации и удерживает её)[13][27].
  6. Использование стереограмм[28].
  7. Тест с использованием стенопеического отверстия[29].
  8. Тест с использованием кольца[30].
  9. Метод размытия линзой. Пациент наблюдает отдалённый объект обоими открытыми глазами, с использованием необходимой диоптрической коррекции. Линза силой +2.00 или +2.50 диоптрии поочерёдно устанавливается перед каждым глазом, размывая отдалённый объект. Пациента спрашивают, на каком глазу размытие заметнее. Этот глаз — ведущий.
  10. Тест порога дихоптической согласованности даёт количественную индикацию глазного доминирования[31].

Методы, основанные на выборе, например, тест Долмана, позволяют только определить ведущий глаз, но не степень его доминирования[13].

Проба с призмой

Врач использует призму с оптической силой 8-10 диоптрий. Она приставляется к одному глазу на 20-30 секунд. Линза изменяет преломление лучей, заставляя глазное яблоко двигаться. В это время окулист наблюдает за другим глазом. После этого он отводит призму. У пациента временно возникает диплопия. При нормальном состоянии зрения глаз примет исходное положение. Опыт повторяется над обоими зрительными органами. При монокулярности глаз не принимает исходное положение. Врач определяет, какой из них ведущий. Зачастую ставится диагноз «косоглазие». Это самая распространенная форма нарушения бинокулярности. Офтальмолог выявляет степень косоглазия и назначает лечение.

Значение

В нормальном бинокулярном зрении существует эффект параллакса, поэтому ведущий глаз — это тот, на который индивид в первую очередь полагается для получения точных пространственных данных. Это может быть крайне важно в видах спорта, требующих прицеливания, таких как стрельба из лука, дартс и спортивная стрельба. В идеале, сторона ведущего глаза и ведущей руки должна совпадать.

Утверждалось, что перекрёстное доминирование (при котором ведущий глаз находится на одной стороне, а ведущая рука — на другой) выгодно в видах спорта, требующих бокового положения тела (например, бейсбол, крикет, гольф)[17]; однако исследования за последние 20 лет показали, что это не так. В 1998 году в исследовании профессиональных игроков в бейсбол не выявлено влияния вариаций связей ведущей руки и ведущего глаза на спортивные показатели[18]. Аналогично, в 2005 году южноафриканское исследование показало, что «игроки в крикет имеют перекрёстное доминирование не более часто, чем нормальное население.»[19].

Доминирование глаза является важным фактором в прогнозировании удовлетворённости пациентов при коррекции монозрения, при хирургии катаракты[20], рефракционной хирургии, а также при лазерной хирургии глаза и ношении контактных линз.

Восстанавливается ли бинокулярное зрение?

Теперь Вы знаете, как работает бинокулярное зрение и как оно определяется. Если оно отсутствует, то необходимо начать вовремя лечение, иначе у ребенка один зрительный орган полноценно не сформируется. Он на всю жизнь останется с монокулярным зрением. Восстанавливается пространственность восприятия различными способами. В крайних случаях проводится хирургическая операция. Однако ее можно избежать благодаря терапии и упражнений для глаз. Проводится лечение полностью под наблюдением специалиста. Родители должны соблюдать его рекомендации, чтобы лечение их ребенка было продуктивным. В большинстве случаев прогноз при своевременном лечении благоприятный.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: